Дата
Автор
Анна Коваленко
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Торговая война США и Китая обойдется миру в $600 млрд. Побеждают пока США, но с минимальным счетом

Если Китай и США сохранят пошлины, наложенные за год торговой войны, до 2021 года, мировая экономика потеряет от войны $600 млрд — 0,5% мирового ВВП, подсчитал Bloomberg. Из двух воюющих стран больше (0,8% ВВП) потеряет Китай, но не выиграют и США (-0,5%). Ближайшая возможность избежать этих потерь — встреча Дональда Трампа и Си Цзиньпина на саммите G20 в июне в Японии.

Как пострадают другие страны

  • Самый плохой сценарий, описанный экспертами, предполагает не только повышение пошлин, но и падение фондовых рынков на 10%. В этом случае Китай потеряет 0,9% ВВП, США — 0,7 %, а мировой ВВП снизится на 0,6%.
  • Среди других потенциальных главных жертв конфликта — страны, больше других завязанные на цепочку экспортных поставок Китая: Тайвань, Южная Корея и Малайзия.
  • Россия в числе главных жертв не упоминается, но доля валовой добавленной стоимости в российской экономике, связанная с китайско-американской торговлей, больше, чем, например, у Мексики и большинства европейских стран. Зато на курсе рубля война вряд ли отразится: он недооценен, а в зоне максимального риска — переоцененные валюты, например китайский юань, тайский бат и канадский доллар.
  • Сильнее других от торговой войны пострадают сфера технологий, энергетика и металлургия.

Кто победит. Говорить об этом пока рано, но на прошлой неделе Bloomberg подвел промежуточные результаты конфликта по нескольким параметрам. Получилось, что США выигрывают у Китая с шатким счетом 5:4.

Очки в пользу США:

  • Внешнеторговый баланс. Главная цель, которую ставил Дональд Трамп, — ликвидация внешнеторгового дефицита с Китаем, и к ней США медленно, но движутся. В январе 2019 года этот показатель составлял больше $39 млрд, в апреле — уже $28 млрд.
  • Фондовые рынки. Тут счет на табло — с начала 2018 года индекс S&P500 прибавил 6%, а китайские индексы потеряли 14%.
  • Рост ВВП. Напрямую с торговой войной это, конечно, не связано. Но рост ВВП Китая постепенно замедляется (с 6,8% в годовом выражении на январь 2018 года до 6,4% на январь 2019-го), а США — ускоряется (с 2,5% до 3,2% соответственно).

Очки в пользу Китая:

  • Прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Прямые инвестиции Китая в США по сравнению с 2016 годом снизились более чем на 80% — до $5 млрд. Американские ПИИ в Китай почти не сократились: с $14 млрд в 2017 году до $13 млрд в 2018-м.
  • Инфляция. Предсказуемое очко в пользу Пекина. На уровень цен в Китае торговая война не повлияла (и не могла), а американские потребители чувствуют эффект протекционистских мер: индекс потребительских цен для семи групп товаров, обложенных пошлинами, вырос на 3%.

Ничья

  • Валюта. За прошедший год юань сильно ослаб по отношению к доллару — примерно на 7,5%. Это помогло экспортерам легче пережить пошлины, но слишком сильное ослабление национальной валюты несет для экономики Китая риски.
  • Потребительская уверенность. Этот показатель, который выражает степень экономического оптимизма населения, с начала 2018 года упал в обеих странах — вместе с темпами роста оборота розничной торговли.

История вопроса. Торговая война крупнейших экономик мира началась в июле 2018 года: США ввели первые импортные пошлины на поставки китайских товаров. Пошлины стали ответом на незаконное копирование Китаем американских технологий и интеллектуальной собственности; они нужны, чтобы защитить рабочие места американцев и восстановить торговый баланс, объяснял Трамп.

  • К началу этого года в переговорах наметился прогресс — Китай предложил США масштабный план ликвидации торгового дисбаланса. Для этого Пекин, как сообщал Bloomberg, готов был начать постепенно, но на огромные суммы увеличивать импорт из США уже в 2019 году. Всего за ближайшие шесть лет рост импорта должен составить $1 трлн.
  • Несколько месяцев стороны держали паузу — переговоры продолжались, пошлины стояли на месте. Но в начале мая Трамп двумя твитами неожиданно дал понять, что ситуация зашла в тупик, — для рынков это был нокдаун.

Последний раунд переговоров между США и Китаем прошел 10 мая. В этот же день вступило в силу решение Дональда Трампа об увеличении пошлин — с 10 до 25% — на китайский импорт на $200 млрд (Китай уже пообещал ответные меры). А буквально через несколько часов представители США, по выражению китайцев, «пересекли черту», объявив вице-премьеру Лю Хэ, что у Китая остается три или четыре недели на то, чтобы согласовать сделку. В противном случае пошлины в 25% будут применены к оставшемуся импорту КНР в США на $325 млрд. Угроза стала ответом на то, что за два дня переговоров китайская делегация не пошла ни на какие значимые уступки.