Четверо фигурантов, один задержанный и детали обвинения: все новости о деле «Рольфа»
В деле о выводе из «Рольфа» 4 млрд рублей появился первый задержанный — директор департамента развития бизнеса компании Анатолий Кайро. Следствие просит отправить его под домашний арест. Всего в деле пока четыре фигуранта.
Сергей Петров, 2009 год. Фото: ИТАР-ТАСС/ Владимир Астапкович
Детали. После допроса следователи на 48 часов задержали директора департамента развития бизнеса «Рольфа», члена совета директоров компании Анатолия Кайро, стало известно в пятницу. СК просит отправить его под домашний арест.
Upd. Кайро предъявлено обвинение в незаконном выводе за рубеж 4 млрд рублей.
Фигуранты. Вместе с ним по уголовному делу проходят еще три человека — основатель «Рольфа» Сергей Петров, бывший гендиректор компании Татьяна Луковецкая и гендиректор кипрской Panabel Limited Г. Кафкалия и «иные неустановленные лица», сообщил «Интерфакс» со ссылкой на постановление суда о проведении обыска по этому делу.
Петров и Луковецкая находятся за границей, основатель «Рольфа» уже заявил, что возвращаться сейчас в Россию не собирается. Кто такой Кафкалия и где он находится сейчас, пока непонятно.
Подробности дела. В этом же документе (есть в распоряжении The Bell) говорится, что уголовное дело было возбуждено 25 июня ГСУ РФ по пунктам «а», «б» части 3 статьи 193.1 УК РФ — «Совершение валютных операций с нерезидентами с использованием подложных документов».
Цитата: «...следователь указывает, что не позднее 12.02.2014 в неустановленном месте Петров С.А., являющийся фактическим владельцем и руководителем ООО "Рольф", ЗАО "Рольф Эстейт", а также компании "Панабел Лимитед" (Panabel Limited), учрежденной в соответствии с законодательством Республики Кипр, генеральный директор ООО "Рольф" Луковецкая Т.М., генеральный директор ЗАО "Рольф Эстейт" Кайро А.Ю., директор компании "Панабел Лимитед" Кафкалия Г. и иные неустановленные лица заранее объединились в организованную группу для совершения тяжкого преступления — совершения валютных операций по переводу денежных средств в валюте Российской Федерации на банковские счета компании-нерезидента "Панабел Лимитед" с представлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода, в особо крупном размере», — сказано в постановлении суда о проведении обыска.
- Далее в документе описывается, что эта группа людей под руководством Петрова обеспечила «изготовление заведомо подложных документов», относящихся к покупке «Рольфом» у кипрского офшора акций «Рольф Эстейт». При этом стоимость акций последней была «заведомо завышена путем необоснованного включения в их стоимость добавочного капитала ЗАО "Рольф Эстейт"».
- В заключение в постановлении сказано, что в нарушение ФЗ 173 о валютном регулировании и контроле Луховецкая в том же 2014 году через ЗАО КБ «Капитал Москва», обладающее полномочиями агента валютного контроля, обеспечила перевод 3,94 млрд рублей со счета «Рольфа» в компании «Капитал Москва» на счет «Панабел Лимитед» в австрийском Raiffeisen Bank.
Что грозит. Если такое преступление совершено группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере (свыше 45 млн рублей), наказание — от 5 до 10 лет лишения свободы и штраф до 1 млн рублей.
Реакция «Рольфа». О том, что в основу уголовного дела легла именно эта сделка, Петров рассказал журналистам еще в четверг, после появления информации об обысках в его компании и у его сотрудников. В пятницу «Рольф» объяснил сделку из дела Петрова проходившей в компании в 2014 году реорганизацией.
- До 2014 года «Рольф» и «Рольф Эстейт» существовали как отдельные компании, но обе принадлежали кипрской Panabel Limited. Затем в рамках консолидации и укрупнения бизнеса на базе «Рольфа» было принято решение о продаже акций «Рольф Эстейт», для чего была проведена независимая оценка. Оценщиком была компания «Юрис, право и аудит», рассказал РБК представитель автодилера Павел Носов.
- «Согласно этой оценке, "Рольф" и выкупил у своей материнской компании Panabel акции "Рольф Эстейт". У следствия есть вопросы к сумме этой сделки: они считают, что сумма завышена, хотя у нас есть независимая оценка. Мы будем защищать свою позицию в рамках закона, предоставляя доказательства, которые у нас есть, независимая оценка "Рольф Эстейт" — главное из них», — заявил Носов.
Что говорят юристы. Статья 193.1 появилась в 2013 году, когда государство начало активно вести борьбу с выводом активов за границу, рассказал The Bell в четверг управляющий партнер юрфирмы «Яблоков и партнеры» Вячеслав Яблоков. «Это такое “хищение у самого себя”, когда похищенное оказалось у тебя за рубежом. Наказание по ней должно следовать, если свои деньги или деньги компании, в которой ты единственный учредитель, переводятся за рубеж по сделкам, которые носят мнимый характер», — объясняет он. До недавнего времени эта статья была неработающей, дел по ней на практике не было, но в последний год правоохранители активизировались и начали по ней возбуждать дела. «От 5 до 10 лет лишения свободы в ситуации, когда ущерб фактически никому не причинен, — достаточно спорная ответственность», — добавляет Яблоков.
Советник юрфирмы Norton Rose Fulbright Алексей Бородак называет cтатью 193.1 УК «классикой уголовно-правового обвинения»: любая валютная операция может оказаться под ударом. «Расценки по любой операции можно признать завышенными или заниженными, сделав вывод об ущербе одной из сторон», — соглашается с ним еще один юрист, попросивший об анонимности.
Причины. Сам Петров называет возможными причинами уголовного дела желание рейдерского захвата или его независимую политическую позицию.
Читайте также «Кто-то мстит за то, что я смел иметь собственное мнение»: основателя «Рольфа» преследуют по сомнительной статье
«Скорее всего, это разборки, которые продали как политическое дело. Взгляды Петрова не секрет», — соглашался в разговоре с The Bell в четверг высокопоставленный сотрудник одной из спецслужб. Петров утверждает, что с осени 2018 года ему начали поступать предложения о продаже бизнеса. На вопрос The Bell, от кого они поступали, бизнесмен отвечать не стал, сказав только, что речь не шла о других участниках автодилерского рынка — «какие-то инвесторы».