Дата
Автор
Редакция The Bell
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Структурное укрепление курса рубля в любом случае»: Набиуллина оценила последствия траты денег ФНБ

Глава ЦБ Эльвира Набиуллина дала интервью Reuters и рассказала о планируемом развитии экономики России в ближайший год. Набиуллина сказала, что в банковской сфере уже решены проблемы отмывания нелегальных доходов, и поспорила по всем вопросам с Максимом Орешкиным.

Триллионы ФНБ и риск укрепления рубля

Один из главных вопросов к Набиуллиной — о споре в правительстве о том, как потратить триллионные излишки Фонда национального благосостояния (ФНБ), которые образуются к 2020 году. По закону потрачены могут быть все деньги из ФНБ свыше 7% ВВП РФ. Правительство предполагает инвестировать их в нацпроекты из «майского указа» Владимира Путина, но Набиуллина считает, что это может привести к опасным последствиям для российской экономики.

Цитата. «Те предложения, которые сейчас высказываются, вызывают у нас некоторую озабоченность. На наш взгляд, самый неблагоприятный вариант — это инвестирование всех средств фонда сверх порога в 7% ВВП. <...> Не так важно, во что деньги будут инвестированы, поскольку в этой ситуации полностью восстановится зависимость экономических и финансовых параметров, курса рубля от колебаний цен на нефть».

  • Набиуллина считает, что поступление в российскую экономику денег из ФНБ чревато «перегревом экономики», ростом инфляции и «структурным укреплением курса рубля и потом стабилизацией его на новом уровне».
  • Разумнее, по словам Набиуллиной, тратить «определенный процент» от излишков. Траты 1–2% ВВП в год будут по своему влиянию на экономику и курс рубля аналогичны повышению цены отсечения в бюджетном правиле до $50–60 за баррель, сказала она. Сейчас цена отсечения — $41,6, в 2020 году она вырастет до $42,4. «1–2% ВВП» соответствуют 1–2 трлн рублей в год. Излишков в ФНБ будет больше — 1,8 трлн рублей в 2020 году, 4,2 трлн в 2021-м, прогнозировал в разговоре с «Ведомостями» федеральный чиновник.
  • Идея Максима Орешкина избежать негативных эффектов для экономики, профинансировав из ФНБ кредиты для зарубежных покупателей, не кажется Набиуллиной спасительной: эта валюта будет также поступать в российскую экономику, но по другим каналам, сказала она.
  • Подробнее о споре в правительстве из-за денег ФНБ мы писали здесь и здесь.

Про пузырь в потребительском кредитовании

Главный экономический спор последних недель — о пузыре на рынке розничного кредитования. Набиуллина признает, что темпы роста потребкредитования будут оставаться высокими, но считает, что они будут сокращаться за счет принятых ЦБ мер. За последний год регулятор четырежды повышал коэффициенты риска в зависимости от полной стоимости кредита, напомнила она.

Цитата. «Там [в розничном кредитовании] сейчас нет пузыря, и задача Центробанка — сделать так, чтобы он там не сформировался. У населения в среднем она [долговая нагрузка] пока умеренная. Поэтому мы здесь не видим больших рисков. И считать, что потребительское кредитование виновато во всех бедах экономики и в низких доходах населения, — это, конечно, большое преувеличение».

  • Последняя фраза явно относится к министру экономики Максиму Орешкину, который в течение последнего года связывал падение доходов населения с кредитным пузырем, а неделю назад предположил, что ограничения на рынке розничного кредитования могут поддержать корпоративное кредитование, а тем самым экономику.
  • Набиуллина с этим не согласна. «Хорошие компании не стремятся сейчас наращивать инвестиции и привлекать кредиты. Для компаний в плохом положении, которым кредит нужен, чтобы как-то сводить концы с концами, а вовсе не на развитие, кредитование не поможет, наращивать кредитование таких компаний – создавать риски для устойчивости банков», — сказала она.
  • В 2018 году корпоративное кредитование выросло лишь на 5,8% — против роста розничного портфеля (необеспеченные кредиты, автокредиты, ипотека) на 22,8%.

Нефть по $20

В недавнем докладе о кредитно-денежной политике ЦБ описал новый рисковый сценарий при падении цены на нефть ниже $20 за баррель. Набиуллина пояснила Reuters, что основной рисковый сценарий регулятора остается прежним — $35 за баррель, но ЦБ попытался продумать все гипотетические варианты, чтобы понять, как будет себя вести экономика в острой фазе.

Цитата: «Основной фактор падения цены на нефть в этом сценарии – это замедление мировой экономики — от рецессии крупных экономических регионов. Это повлияет и на падение спроса на товары нашего экспорта, на цену на нефть. Все же рисковый сценарий — маловероятный, но мы должны быть готовы и к такому развитию событий».

  • Стремясь избежать падения цены на нефть, ОПЕК и ее союзники во главе с Россией договорились во вторник о сокращении добычи нефти до марта 2020 года.
  • До этого эксперты прогнозировали, что если цена на нефть будет снижаться, то рубль будет тоже ослабевать, но в большей степени под влиянием других негативных факторов — смягчения условий репатриации выручки для экспортеров, большого объема долга к погашению в декабре и опасения санкций. Подробно почитайте об этом здесь.

Про ключевую ставку

Набиуллина предположила, что ЦБ продолжит постепенно снижать ключевую ставку до нейтрального уровня 6–7%, «двигаясь умеренными шагами, для того чтобы экономика адаптировалась к нашим новым решениям».

Цитата: «Теоретически, и даже практически, мы допускаем, что ставка может быть и ниже нейтрального уровня. Если инфляция опустится ниже цели (4% в год. — The Bell), надо будет смягчать денежно-кредитную политику, повышать инфляцию, тогда и ключевая ставка может опуститься ниже нейтрального уровня».

  • На последнем заседании 14 июня 2019 года ЦБ впервые с марта 2019 года снизил ключевую ставку на 0.25 п.п. — до 7,5%, хотя рассматривал и вариант со снижением на 0,5 п.п.