Общая деловая активность в России снизилась впервые за 3,5 года
Деловая активность в России (совокупный индекс PMI) в июне упал ниже критических 50 впервые с января 2016 года. Экономисты сомневаются, можно ли считать точным этот показатель резкого замедления российской экономики, но и роста ВВП заметно выше 1% по итогам года уже не ждут, пишут «Ведомости».
- В июне совокупный индекс PMI опустился до 49,2 пункта с 51,5 в мае. Июньский индекс PMI сферы услуг тоже упал до 49,7 пункта с 52, промышленный был ниже 50 уже в мае (49,8). Составляющая индекс IHS Markit объясняет падение общим сокращением новых заказов, рабочих мест и плохими ожиданиями бизнеса в сфере услуг.
- Другие индикаторы тоже дают картину ухудшения состояния российской экономики в первом полугодии. В первом квартале экономика выросла всего на 0,5%, в апреле ВВП вырос на 1,6%, но уже в мае темпы роста упали до 0,2% годовых (данные Минэкономразвития).
- По Росстату выпуск продукции и услуг по базовым видам экономической деятельности в мае упал на 0,3%, что отмечено впервые с февраля 2017 года. Опережающий индикатор погрузки на сети РЖД в июне упал на 5,4%, что может быть предвестником рецессии.
Без рецессии и подъема
PMI зависит от валютных курсов и не всегда точен как опережающий индикатор, признают экономисты, сравнительно неплохо выглядят и данные по рентабельности строительного сектора и розничной торговли. Министр экономразвития Максим Орешкин тоже говорил, что комплекс показателей не указывает на рецессию, а в июне рост ВВП будет выше, чем в мае.
Но большого оживления эксперты тоже не ждут. За второе полугодие ВВП вырастет на 1,3–1,4%, а за весь 2019 год — всего на 1,1%, прогнозирует главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров. Прогноз Альфа-банка еще ниже: рост на 0,8%.
Основные факторы риска — замедление ненефтяного экспорта и новая попытка сдержать рост потребительского кредитования, указывает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. О споре Минэкономразвития и ЦБ о кредитовании как основе роста экономики мы писали здесь.
Единственный помимо потребкредитования реальный источник роста экономики — нацпроекты, но деньги на них традиционно выделяются ближе к концу года. В первом квартале расходы на нацпроекты были профинансированы на 12,8% от плана, потрачено чуть более 220 млрд рублей, указывала Счетная палата.