Дата
Автор
Анна Коваленко
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Украли выборы: кого и почему не пускают в Мосгордуму

До 17 июля Мосгоризбирком должен сформировать список зарегистрированных кандидатов в Мосгордуму, проверив собранные кандидатами подписи в их поддержку. Оппозиционные кандидаты в депутаты уже заявляют о попытке властей не пустить их на выборы: как правило, им отказывают в регистрации из-за недопустимо высокого процента брака в собранных подписях. Среди «отказников» — политик Дмитрий Гудков, члены команды Алексея Навального Любовь Соболь и Иван Жданов, бывший председатель «Открытой России» Александр Соловьев и глава Красносельского муниципального округа Илья Яшин.

Илья Яшин на встрече оппозиционных кандидатов в депутаты Мосгордумы с избирателями. Фото: Facebook Ильи Яшина

Что за подписи. Для регистрации на выборы кандидаты должны были собрать по 3% подписей от всех избирателей округа — это около 4,5–5 тысяч штук. Прием документов для регистрацию в качестве кандидатов завершился 6 июля. От сбора подписей были освобождены кандидаты от парламентских политических партий, которые набрали хотя бы 3% на прошлых выборах в Госдуму (это «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия»).

В чем проблема. Эксперты организации «Голос» уже называли эту норму запретительной. Независимые кандидаты, зная о придирчивости избиркомов, собирали подписи с запасом — свыше 5 тысяч подписей за 25 дней, или по 200 с лишним подписей ежедневно. Они также вынуждены были прибегать к услугам платных сборщиков, из-за чего средняя стоимость одной подписи составляла от 100 до 200 рублей. При этом последние дни уходили на тщательную проверку, выбраковку и заверение у нотариусов, рассказывали эксперты «Голоса».

  • Собранные депутатами подписи проверяют в три этапа. Сначала их отдают на проверку экспертов-почерковедов и членов рабочей группы из состава территориально-избирательной комиссии, затем — через регистр ГАС «Выборы». На финальном этапе подписи, которые не прошли через систему ГАС «Выборы», передают в отдел управления по миграции МВД.

Сами выборы состоятся в единый день голосования 8 сентября. Всего в Мосгордуме заседают 45 депутатов, они избираются сроком на 5 лет. Выборы проходят по мажоритарной системе: город делят на 45 избирательных округов, в каждом из которых свой список кандидатов и только один победитель. Чтобы победить в округе, кандидат должен набрать большинство голосов, второго тура не предусмотрено. Избирателям предлагают голосовать за конкретных людей, а не за партии.

Как отбраковывают подписи. Основной способ отказа оппозиционным кандидатам-самовыдвиженцам Мосгоризбиркомом — превышение допустимого 10%-ного уровня брака среди подписей и ошибки в документах.

Команда Навального. Избирательная комиссия признала недействительными почти 15% подписей в поддержку юриста ФБК Любови Соболь, которая выдвигалась в «протестном» 43-м округе: 725 из 4940 собранных подписей. Вместе с ней в регистрации отказали всем кандидатам-самовыдвиженцам по округу. В знак протеста Соболь объявила голодовку.

[embed]https://twitter.com/SobolLubov/status/1150134343484022785[/embed]

Подписные листы проверяли сотрудники экспертно-криминалистического центра МВД «с лупой», тогда подписи кандидата от «Яблока» Сергея Митрохина проверяли обычные члены комиссии, а подписи двух других ее конкурентов по округу — бывшего футболиста Дмитрия Булыкина и актера Андрея Соколова — и вовсе проверяли «тайно», утверждает Любовь Соболь. Собирать подписи юристу ФБК мешали и до этого: в конце июня неизвестные облили ее сборщиков разведенным водой лошадиным навозом.

Читайте также Травля или «правильное решение»: Нюта Федермессер отказалась от участия в выборах под давлением сторонников Навального

Цитата: «Брак – это некие данные из базы УФМС, проверку по которой проводили тайно от меня как кандидата, и справка почерковедов МВД. Просто бумажки, распечатанные на принтере, без объяснения методик оценки, расчетов, образцов почерка», — написала Соболь в Twitter.

Вместе с ней забраковали подписи ее коллеги, директора ФБК Ивана Жданова — он шел по восьмому округу (Аэропорт, Войковский, Коптево, Сокол). Жданов рассказал, что у него забраковали 1212 подписей. Основная претензия к его подписям была у графолога, который выбраковывал подписи «на свое усмотрение».

Гудковы. У политика Дмитрия Гудкова признали недействительными 1703 подписи или 18,4% от общего числа при допустимом количестве брака в 10%, у Гудкова-старшего и того больше — 2500 подписей. По тем же причинам до выборов, скорее всего, не допустят бывшего председателя «Открытой России» Александра Соловьева. Дмитрий Гудков пытается выставить свою кандидатуру в пятом округе (Филевский парк, часть района Щукино, Хорошево-Мневники).

Около трети из забракованных подписей — претензии к адресам, еще 390 подписей — несоответствие данным ГАС «Выборы» и МВД, сообщил Дмитрий Гудков в своем канале Telegram. Чтобы забраковать подписи, комиссия при проверке ошибочно вводила данные избирателей, которые подписывались за Гудкова: например, «Филимонова Дмитрий Владиславович» вместо «Филимонов Дмитрий Владиславович» или «Мирина» вместо имени «Марина». О том же способе выбраковки подписей сообщал бывший председатель «Открытой России» Александр Соловьев.

Обоим Гудковым также пытались помешать еще до подачи собранных подписей. «У нас один центр разгромили, порвали плакат, перевернули стол, расшвыряли бумаги», — рассказывал Геннадий Гудков. По словам его сына Дмитрия, у него «избили и ограбили одного из лучших сборщиков», несколько точек сбора были разгромлены.

Яшин. Комиссия признала недействительными 11,4% подписей за выдвижение Ильи Яшина, заявил политик на своей странице в Facebook. Снимают через техническую закрытую процедуру, которую кандидаты не могут контролировать, — проверку с помощью базы данных МВД, в которой якобы не нашлось людей с такими данными, указал политик. «Часть забракована графологами, которые посчитали, что сборщик ставил дату внесения подписей за избирателя. В том числе в подписных листах, которые я заполнял лично», — добавил он.

Янкаускас. Команду Константина Янкаускаса попытались снять с выборов с помощью подлога документов. Подписи в его поддержку частично пропали из избиркома: 6 июля он сдал 4808 подписей, а спустя четыре дня, когда проверка подписей началась, их оказалось на 23 штуки меньше. При этом пломба на части папок с подписными листами была вскрыта. Спустя день из сданных им в избирком бумаг пропал документ об оплате подписных листов, датированный 7 июня, вместо которого появился аналогичный документ от 15-го числа. Из-за этого избирком мог бы признать недействительными все подписи, собранные с 7 по 14 июня, — это больше 600 штук при допустимом браке в 440 подписей. Янкаускас повторно предоставил копию платежного документа от 7 июня, но в избиркоме отказались принимать его.

А что «Единая Россия». Этой осенью выборы в Москве впервые пройдут без участия «Единой России»: формально партия не выдвинула ни одного кандидата. Но на деле кандидаты, поддержанные мэрией и партией власти, пошли на выборы самовыдвиженцами. Ставку сделали на медийные фигуры: например, телеведущую Марию Киселеву, директора «Аптекарского огорода» Алексея Ретеюма и актера Андрея Соколова.

Протесты. 2 июля на сайте Change.org была опубликована петиция с призывом чиновникам не использовать законодательные рычаги для недопуска независимых кандидатов. Под ней подписались писательница Людмила Улицкая, основатель «Вымпелкома» и учредитель премии «Просветитель» Дмитрий Зимин, писатель и журналист Виктор Шендерович, актер Алексей Серебряков, биолог и замдиректора Института проблем передачи информации РАН Михаил Гельфанд. На момент публикации петицию подписали 14,2 тысячи человек.

С 10 июля у избиркома и мэрии Москвы ежедневно проходят пикеты, участники которых требуют зарегистрировать кандидатов от оппозиции. Днем позже 100 муниципальных депутатов обратились в ЦИК с тем же требованием, указывая на массовые нарушения — например, недопуск кандидатов и их представителей до проверки подписей и возможную фальсификацию подписей за провластных кандидатов. На те же нарушения в своем официальном заявлении указала организация наблюдателей «Голос».

В воскресенье, 14 июля, группа независимых кандидатов в депутаты Мосгордумы решила провести акцию, которую назвала встречей с избирателями с целью «отстоять свое право на конкурентные выборы». Встреча началась в Новопушкинском сквере рядом с метро «Пушкинская». Замглавы департамента региональной безопасности Василий Олейник назвал это «попыткой проведения несанкционированной акции под видом встречи с избирателями». По традиционно заниженным данным МВД, число участников составило 1 тыс. человек. Точных данных нет, корреспонденты «Медузы» передавали, что число собравшихся может быть значительно больше. На момент публикации акция подошла к концу, о задержаниях не сообщалось.

https://twitter.com/EvgenyFeldman/status/1150373412667363329

[embed]https://twitter.com/meduzaproject/status/1150382454726975489?ref_src=twsrc%5Etfw%7Ctwcamp%5Etweetembed%7Ctwterm%5E1150382454726975489&ref_url=https%3A%2F%2Fmeduza.io%2Flive%2F2019%2F07%2F14%2Faktsiya-za-dopusk-nezavisimyh-kandidatov-k-vyboram-v-mosgordumu-hronika[/embed]

Неинтересные выборы. Еще до проверки подписей, опрос ВЦИОМа показал, что большинство москвичей не интересуются темой выборов в Мосгордуму и меньше половины москвичей вообще собирается голосовать. Вовлеченность москвичей в предстоящие выборы оказалась низкой: 89% признались в том, что эта тема их не интересует, прийти на избирательные участки были готовы 44% жителей Москвы, 29% не определились. На выборах в Мосгордуму в 2014 году явка составила 21,04%.