В России запрещено суммировать сроки административных арестов. Вот как этот запрет можно обойти (на примере дела Дмитрия Гудкова)
Коптевский районный суд Москвы 31 июля почти на месяц перенес рассмотрение административного дела оппозиционера Дмитрия Гудкова, незарегистрированного кандидата на выборах в Мосгордуму. На Гудкова составлен протокол по статье об организации публичного мероприятия без подачи уведомления (статья 20.2 КоАП РФ) — из-за акции, прошедшей в Москве 27 июля. Дело будет рассмотрено 23 августа.
Гудков может стать первым, кто дважды отсидит за июльские акции протеста в Москве
Гудков уже отбывает 30 суток административного ареста за организацию несогласованной акции 14 июля. Такое решение 30 июля вынес Тверской суд Москвы. Оппозиционер был признан виновным по части 8 статьи 20.2 КоАП (повторное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования).
На заседании Коптевского суда адвокат ходатайствовала о рассмотрении дела без участия Гудкова, но судья заявила, что его присутствие на заседании необходимо.
Гудков — не первый незарегистрированный кандидат в Мосгордуму, которого будут повторно судить за участие в июльских акциях протеста в Москве. Но до сих пор сроки повторных арестов поглощались предыдущими. Запрет на суммирование сроков административного ареста в 2013 году наложил Верховный суд России.
30 июля суд подмосковного Троицка арестовал на 10 суток главу Красносельского муниципального округа Илью Яшина — за нарушение порядка проведения митингов. Днем раньше Яшин получил 10 суток по той же статье — по решению Щербинского районного суда Москвы. В итоге Яшин проведет в спецприемнике 10 суток. Похожая ситуация у Владимира Милова: 29 июля Симоновский суд арестовал его на 30 суток за призывы выйти на митинг, а на следующий день ему назначили еще 15 суток — за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции. Всего Милов проведет в спецприемнике 30 суток.
Похожую тактику «последовательных арестов» применяли к Алексею Навальному и его соратникам
Как рассказал «Медузе» глава юридической службы «Апология протеста» Алексей Глухов, практика «последовательных арестов», позволяющая удлинять фактический срок заключения, применяется в России нечасто. Но закон она формально не нарушает. Административный протокол должен быть составлен в течение двух суток с момента выявления правонарушения. «К несчастью, российский Верховный суд в 2005 году сказал, что нарушение правила по срокам составления протокола не влечет за собой прекращение дела. Поэтому протоколы можно составлять в пределах срока давности привлечения к ответственности [по административной статье]», — говорит юрист.
Глухов напомнил, что похожим образом дважды арестовывали оппозиционеров Алексея Навального и Леонида Волкова. В мае 2019 года Волкову дали 20 суток по статье о нарушении правил организации митинга — на основании того, что он вел трансляцию в ютьюбе об акции против пенсионной реформы в Москве в сентябре 2018 года. 10 июня, как только закончился срок ареста, Волкова арестовали еще на 15 суток, обвинив в организации аналогичного митинга в Петербурге. Затем Мосгорсуд сократил срок ареста до восьми суток.
В сентябре 2018 года года Симоновский суд Москвы назначил Алексею Навальному административный арест сроком на 20 суток — за публикацию анонса акции против пенсионной реформы. Навального задержали сразу после того, как он вышел из спецприемника, где отбывал 30 суток за повторное нарушение правил проведения публичного мероприятия. Поводом послужила «забастовка избирателей» в январе 2018 года, которую организовал оппозиционер.
Повторный арест в 2018 году также отбыл соратник Навального — координатор его екатеринбургского штаба Юрий Кузьминых. Сначала ему дали пять суток ареста за сопротивление сотруднику правоохранительных органов, а потом еще 30 суток — за повторное нарушение правил проведения массовых мероприятий. Эти аресты тоже были связаны с акцией против повышения пенсионного возраста.
Петр Лохов, Павел Мерзликин