Дым от сибирских пожаров дошел до Белого дома: что предлагают Трамп, Путин и страховое лобби
Дым от лесных пожаров в Сибири заметил даже Дональд Трамп, а страховое лобби предложило реанимировать идею страхования лесов.
Фото: МЧС России/ТАСС
Что случилось? Вчера вечером Дональд Трамп позвонил Владимиру Путину, предложив России помощь в тушении сибирских пожаров. Путин поблагодарил, но от помощи пока отказался. Вместо этого президент вчера распорядился подключить к тушению Минобороны. А Дмитрий Медведев сегодня в Красноярске поручил Генпрокуратуре, СК и МВД проверить, есть ли связь между лесными пожарами и незаконной вырубкой лесов.
- Лесные пожары в Сибири начались в первой половине июля. Сейчас режим чрезвычайной ситуации введен в Иркутской области, Красноярском крае, в двух районах Бурятии и одном районе Якутии. В общей сложности выгорело около 3 млн га леса, и пожары продолжают распространяться.
- Внимания в этом году к ним особенно много, потому что дым пошел не на восток и север, а на запад — в Новосибирск, Екатеринбург, Челябинск и Казань.
Интересная деталь. Тема пожаров — в топах в соцсетях, ее активно обсуждают звезды и популярные блогеры. Интересная деталь, на которую обращает внимание РБК: охват темы пожаров и число постов сильно выросли накануне несогласованной акции протеста в Москве 27 июля.
Что здесь не так. Еще в начале недели региональные власти объясняли, что тушить пожары в Сибири — смысла нет, потому что это бесполезно и не оправдывает затрат. «Вот если у нас зимой в холодную погоду возникает метель, никому же не приходит в голову топить айсберги, чтобы у нас было потеплее», — увещевал губернатор Красноярского края Александр Усс.
Читайте также «Никому же не приходит в голову топить айсберги»: власти отказываются тушить пожары в Сибири
Деньги и ущерб. С 2015 года леса в стране поделены на «зону охраны», где пожары тушат в любом случае, и «зону контроля», где их тушат, только когда они начинают представлять угрозу. Сейчас не тушить можно половину лесов России, подсчитала Greenpeace. Но половина этих лесов включена в «зону контроля» необоснованно, считает организация.
- Забрасывать пожарных к отдаленным очагам в «зоне контроля» дорого, неэффективно и опасно для десантников, а технику туда доставить вообще невозможно. В условиях хронического недофинансирования лесоохраны расширение зон, где пожары можно не тушить, выгодно региональным властям. В этом году в Красноярском крае 99% площади лесных пожаров (977 из 986 тыс. га) пришлось именно на «зону контроля».
- Ущерб от пожаров считается обычно по минимальной цене древесины, и выходит, что пожары почти ничего не стоят — по данным Рослесхоза и МЧС, ежегодный ущерб от лесных пожаров в стране составляет около 20 млрд рублей, из которых четверть приходится на стоимость утраченной древесины и 75% — на восстановительные работы. Как видно, официальный ущерб слабо коррелирует с площадью горения.
Лобби. Несмотря на это, страховое лобби, воспользовавшись моментом, решило реанимировать идею страхования лесного фонда, пишет «Коммерсант». Она обсуждается уже лет 10, в последний раз активно — в 2017-м.
- Национальный союз агростраховщиков (НСА) приводит в пример мировой опыт: в Швеции система страхования лесов охватывает более 25% лесного фонда и более 90% коммерчески используемых лесов.
- В России, по оценке рынка, стоимость страхования наиболее используемой четверти лесного фонда составила бы 2–11 млрд рублей в год, а плательщиками могли бы стать собственники, арендаторы и лесопользователи. Сами они к идее относятся прохладно: все инициативы сырые, а гореть леса от этого меньше не будут, заявил «Коммерсанту» управляющий директор по реализации госпрограмм и лесной политике Segezha Group.
Что мне с этого?
Москвичи, которые помнят лето 2010 года, понимают, что жителям регионов, которые сейчас страдают от дыма сибирских пожаров, не позавидуешь. Главный ущерб от нынешних пожаров будет непрямым: загрязнение воздуха и воды и урон здоровью людей.