4,5 года колонии за призыв к милосердию? Выводы эксперта по делу Константина Котова
Сегодня в 16 часов в Тверском суде огласят приговор 34-летнему активисту Константину Котову, которого обвиняют по так называемой «дадинской статье» (неоднократное нарушение правил проведения митингов (статья 212.1 УК). Мы публикуем выводы из заключения специалиста, составленного лингвистом Ириной Левонтиной по делу Константина Котова, которую отказался допросить судья Станислав Минин.
Котова задержали 12 августа, на следующий день его взяли под стражу, а дальше расследование развивалось с неимоверной скоростью: следователю понадобилось всего три дня, защите и Котову дали всего 72 часа на ознакомление с материалами дела, было предъявлено обвинение, утверждено обвинительное заключение, дело молниеносно передали в суд.
Процесс длился всего три дня и судья Минин отказал защите во всех ходатайствах. Отказался он приобщить к делу и допросить специалиста — лингвиста Ирину Левонтину, которая по запросу адвоката Марии Эйсмонт подготовила лингвистическое заключение специалиста.
Почему так важно это заключение? Согласно постановлению КС от 12 февраля 2017 года, которое он вынес по жалобе Ильдара Дадина, (активист, первый в России осужденный по статье 212.1. Суд приговорил его к 3 годам колонии, его дело было пересмотрено после решения КС и Дадин был освобожден из-под стражи. — «МБХ. медиа») само участие в несогласованных акциях не образует состав преступления, если действия обвиняемого во время участия в этих акциях не создают реальную угрозу здоровью граждан. Котову предъявлено обвинение, в котором сказано, что он принял участие в несанкционированном мероприятии и скандировал лозунги и тем самым создавал «реальную угрозу здоровью граждан». Выводы, сделанные лингвистом Ириной Левонтиной, отвергают это обвинение. Анализируя лозунги и плакаты, которые Котов использовал во время пикетов, Левонтина приходит к выводу, что они не представляли никакой опасности для граждан, а наоборот — взывали к милосердию, миру и добру, что никак не могло нанести ущерб или создать «реальную угрозу» гражданам, общественной безопасности и окружающей среде.
Перед Ириной Левонтиной, ведущим научным сотрудником Сектора теоретической семантики Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, кандидатом филологических наук было поставлено два вопроса:
- Имеются ли в представленных материалах лингвистические признаки оправдания насильственных или разрушительных действий, а равно каких-либо действий, способных причинить вред здоровью граждан, имуществу граждан или организаций, окружающей среде, общественному порядку и общественной безопасности?
- Имеются ли в представленных материалах лингвистические признаки побуждения (в том числе в форме призыва) к совершению каких-либо действий, которые могут причинить вред здоровью граждан, имуществу граждан или организаций, окружающей среде общественному порядку и общественной безопасности?
Вот примеры цитат на плакатах, изъятых у Константина Котова на обыске, которые анализировала лингвист Левонтина:
«Милосердие – то, к чему мы призываем» Александр Мень. Обмен пленными – всех на всех.
Всех на всех! За обмен узниками в российско-украинской войне.
Эти люди знают, кто такой Олег Сенцов [портреты известных людей]. Гражданин Украины Олег Сенцов приговорен Российским судом к 20 годам лишения свободы по сфабрикованному обвинению. С 14 мая Олег Сенцов держит бессрочную голодовку с требованием освобождения 54 незаконно осужденных политических заключенных. Олег Сенцов режиссер, а не террорист.
Кроме того, в представленных материалах содержатся 35 листов, содержащих сведения о конкретных лицах в следующем формате:
Александр Баранов
Максим Одинцов
Тарас Синичак
Военнослужащие Крыма, бывшие граждане Украины, принявшие гражданство РФ в 2014 году. Были задержаны и обвинены в дезертирстве. Судом Украины приговорены, соответственно, к 13, 14 и 8 годам лишения свободы.
Есть несколько плакатов против репрессий и пыток.
Один плакат, как можно понять, содержит отрицательную оценку правления В. В. Путина: Его 66 – это наши 666 (666 – так называемое «число зверя», согласно Священному Писанию. Ни о каких насильственных действиях речь здесь не идет).
Один плакат связан с убийством журналистки Анны Политковской:
Ее портрет с подписью: Анна Политковская. Убита 7 октября 2006 г. Кто заказчик?
Выводы Ирины Левонтиной
«Были проанализированы представленные тексты разных жанров: агитационные плакаты, информационные листки с биографиями и общим лозунгом «Всех на всех», листовки, проект выступления в Сахаровском центре, видеоматериалы с интервью Котова К.А.»
«Большинство материалов касается обмена узниками между Россией и Украиной в формате «всех на всех». Отметим, что здесь вопрос о том, что сделали узники и как можно оценить их действия, вообще не ставится. Обмен рассматривается как гуманитарная акция. Требование обмена мотивируется здесь милосердием. К этой теме примыкает и тема Олега Сенцова, который не только сам является заключенным, но и держал голодовку с целью освобождения других заключенных, а также тема Александра Кольченко. В представленном материале есть также плакаты антивоенного содержания. Есть группа плакатов против репрессий и пыток. Один плакат, как можно понять, содержит отрицательную оценку правления В. В. Путина. Один плакат связан с убийством журналистки Анны Политковской и напоминает о необходимости доведения расследования до конца».
«Таким образом, в представленных материалах нет ничего, имеющего какое-либо отношение к оправданию насильственных или разрушительных действий, а равно каких-либо действий, способных причинить вред здоровью граждан, имуществу граждан и организаций, окружающей среде или общественному порядку. Напротив, насилие, разрушения, война, пытки, нарушение прав осуждается, а милосердие, мир, демократические процедуры приветствуются. В представленных интервью Котов К.А. говорит о тех формах протеста против репрессий и пыток, против незаконных задержаний, которые считает для себя возможными: они сугубо мирные, причем он подчеркивает намерение действовать в рамках закона. Законные действия полиции он при этом приветствует, а осуждает только нарушения с ее стороны».
«В материале есть высказывания, содержащие побуждения. Прежде всего это требование обмена узниками в формате всех на всех, адресованное властям России и Украины, а также призыв к гражданам России петициями и обращениями поддерживать такой обмен. Это также призывы к соблюдению законности и прекращению репрессий и пыток, это призыв довести до конца расследование убийства Анны Политковской. Таким образом, в представленном материале отсутствуют лингвистические признаки побуждения (в том числе в форме призыва) к совершению каких-либо действий, влекущих вред здоровью граждан, имуществу, окружающей среде и общественной безопасности».