Дата
Автор
Виктория Мучник
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Новый удар по историческому Томску

На Карташова, 16, где когда-то находился дом известного сибирского архитектора Петра Федоровского, в самом центре исторического района Елань, началось строительство четырехэтажного блочного жилого дома.

Имя Петра Федоровича Федоровского для Томска имеет особое значение. С 1896 по 1905 и с 1912 по 1916 годы он исполнял обязанности городского архитектора, и историческое ядро Томска сложилось при его непосредственном участии. Сам Федоровский – автор таких томских жемчужин архитектуры, как усадьба Желябо — «Дом с жар-птицами», дом купца Смирнова, нынешний НИИ онкологии, недавно отреставрированный «гоголевский дом» на Набережной Ушайки, 20. В 2009 году томичи назвали в честь Федоровского улицу в отдаленном микрорайоне города, а вот дом, в котором жил архитектор, увы, сгорел и был снесен в 2011 году.

Автор: Виктория Мучник Подготовка к строительству на Карташова, 16

Пожар случился в 2009 году, а до этого в 2006 году дом Федоровского выкупила у частных собственников строительная компания «Томлесстрой». В планах компании, согласно сведениям «Томского обзора», изначально не было восстановления дома в оригинальном виде. Застройщик Шабан Байрамов планировал снести здание и построить на его месте дорогостоящие административно-гостиничные комплексы, о чем честно говорил томским журналистам. Но реализовать быстро эту идею ему не удалось. Реставрация дома по Карташова, 16 вошла в комплексный проект восстановления достопримечательного места Елань, который курировал тогдашний губернатор Виктор Кресс. Поставить дом на государственную охрану не успели, но застройщик предложил компромиссный вариант и пообещал на месте дома Федоровского построить новодел, похожий на старое здание. «Томлесстрой» же выкупил и соседнее историческое здание — дом архитектора Оржешко, на сегодня заброшенный недостроенный новодел. Стоит отметить, что у Федоровского в соседях, кроме Викентия Оржешко (Белинского, 23), были еще и архитекторы Константин Лыгин (Белинского, 17) и Станислав Хомич (Белинского, 19).

Дом Федоровского на Карташова, 16 после расселения и пожара

Восемь лет у Шабана Байрамова до участка на Карташова, 16 не доходили руки. Сначала он воевал с томской общественностью за то, чтобы на месте бывших мастерских «Томскреставрации» по адресу Источная, 41а – прямо за памятником федерального значения по Татарской, 46 – построить многоэтажку. После кратковременной победы градозащитников «Томлесстрой» сумел-таки возобновить строительство: комитет по охране культурного наследия согласовал стройку, и мэрия выдала новое разрешение на строительство трехэтажного дома на десять квартир. Затем у Байрамова начались проблемы с дольщиками. В апреле 2019 года было заведено уголовное дело по факту мошенничества в отношении пайщиков дома по адресу Сибирская, 89. Строила этот дом компания «Томлесстрой» под руководством Шабана Байрамова.

Недострой Томлесстроя на Источной, 41а Фото: Автор:

23 августа 2019 года председатель комитета строительного контроля Павел Геннадьевич Аникин от имени департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска выдал разрешение на строительство четырехэтажного дома некой застройщице Людмиле Александровне Остапенко. Однако строители на площадке сообщили корреспонденту ТВ2, что возводить блочный дом будет «Томлесстрой». Шабан Байрамов в телефонном разговоре опроверг данную информацию и сообщил, что он выступает лишь консультантом по строительству трехэтажного дома с гаражами в цоколе. Руководитель «Томлесстроя» уверяет, что из-за финансовых трудностей он участок на Карташова, 17 Людмиле Остапенко продал.

Аффилированные лица Людмила Остапенко и Шабан Байрамов или нет — это может выяснить прокуратура. Тем более что жалобу туда на незаконное строительство в историческом квартале собирается подать региональное отделение Всероссийской организации по охране памятников истории и культуры (ВООПИиК). Кстати, в истории с обманом дольщиков по Сибирской, 89 прокуратура выяснила, что за счет средств пайщиков погашались долги аффилированных организаций «Томлесстроя», а ЖСК руководил Ильгар Мамед Оглы Магеррамов, юридический адрес которого, улица Шевченко, 15, совпадает с юридическим и физическим адресом ОАО «Томлесстрой».

Автор: Виктория Мучник Подготовка к строительству на Карташова, 16

Председатель Томского отделения ВООПИиК Мария Бокова рассказала ТВ2, что утраченный деревянный дом по ул. Карташова, 16 входил в программу «Сохранение деревянного зодчества», но статуса не имел и на государственную охрану поставлен не был. «Сама же программа, о которой так любят рассказывать с высоких трибун муниципальные и региональные власти, не обеспечивает защиту включенных в нее объектов. И если вспомнить ситуацию с домом В. Оржешко и то обстоятельство, что он продолжает разрушаться, несмотря на имеющееся решение суда, можно сделать вывод, что сегодня в городе идет борьба с архитекторами прошлых лет, создававшими облик Томска, — говорит Мария Бокова. – А ведь именно благодаря этим людям Томск снискал славу столицы деревянного зодчества Сибири!». Томский ВООПИиК недоумевает, почему комитет по охране культурного наследия Томской области допускает подобное строительство и открытое причинение вреда памятникам и объектам деревянного зодчества.

Согласна с коллегой архитектор, доцент кафедры ландшафтного строительства ТГУ Ольга Воронина. Сейчас в процессе утверждения находится проект границ исторического поселения, и именно в этот момент грубо нарушаются правила застройки в историческом районе.

В настоящее время действует проект зон охраны, как утверждают органы власти, «очень строгий документ!». И что мы видим? — недоумевает Ольга Салаватовна. — Новое согласование четырехэтажного блокированного жилого дома в центре города на месте исторического здания. Хочется спросить департамент архитектуры и градостроительства города Томска: что они хотят получить в итоге – сплошную ковровую застройку квартала, окна в окна, двери в двери? Исторические кварталы центральной части города деградировали абсолютно все! Точечная застройка, начавшаяся в конце 90-х, казалось бы, уничтожила многое и уже пора бы волевым решением ее прекратить, но нет! Застройщики выискивают тихие мирные уголки в центре города, а сговорчивая администрация не препятствует появлению новых зданий.

Фото: Автор:

Градозащитники отмечают, что сложно объяснить действия администрации Томска и что с каждым новым подобным разрешением на строительство мы шаг за шагом лишаемся своей идентичности.

История с домом Федоровского показывает, что ни у городской, ни у областной администрации нет ни планов по сохранению исторического центра города, ни даже минимального уважения к той работе, которая была выполнена их предшественниками, ни к бюджетным средствам, которые были вложены в эту работу, — считает депутат Законодательной Думы Томской области Галина Немцева. — В этой ситуации единственной возможностью сдержать уничтожение архитектурного облика города является следование правилам, установленным проектом зон охраны. Но и эти правила в последние годы стали систематически игнорироваться.

Согласно проекту зон охраны участок на Карташова, 16 находится на территории достопримечательного места Елань, в зоне регулирования застройки с ограничениями по строительным материалам. В таких районах допускается возведение только деревянных или смешанных (с кирпичным и деревянным этажом) зданий. Это требование проигнорировано не только при выдаче разрешения на Карташова, 16, но и на таких участках, как Плеханова, 8; Гагарина, 18; Источная, 41а, причем во всех случаях возведение бетонных, плохо вписанных в историческое окружение объектов согласовано с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

К сожалению, получить комментарий председателя комитета по сохранению объектов культурного наследия Томской области по поводу стройки на Карташова, 16 не удалось. Елена Перетягина до 16 сентября 2019 года находится в отпуске.

Автор: Виктория Мучник

«Томск, исторический город, которому действительно есть чем гордиться. Своими улочками, деревянными и каменными домами, он сам собой являет интерактивную книгу, повествующую о нашем прошлом, — говорит Ольга Воронина. — Неужели у государства нет механизмов, способных препятствовать внедрению точечной застройки даже в городах, имеющих статус исторического поселения федерального значения?».

Таким образом, стройка на Карташова, 16 в исторической Елани возводится вопреки обязательствам по сохранению исторического облика этого места. Блочный четырехэтажный дом не вписывается в это пространство ни стилистически, ни по высоте. Все это делается при очевидном попустительстве местных властей.