Дата
Автор
Анна Коваленко
Источник
Сохранённая копия
Original Material

ЦБ хочет напрямую ограничивать банкам выдачу кредитов населению

В попытке сдержать рост темпов розничного кредитования ЦБ предлагает расширить его полномочия и ввести прямые ограничения для банков на выдачу тех или иных кредитов, пишут «Ведомости». Регулятор опасается, что мер, основанных на требованиях к капиталу банка в зависимости от коэффициента риска по кредитам, окажется недостаточно, чтобы сдержать рост кредитования. Участники рынка отнеслись к инициативе скептически — потребкредитование и без того уже растет медленнее, а новые меры могут излишне зарегулировать рынок.

Детали. Пока для сдерживания роста кредитов ЦБ использует надбавки к коэффициентам риска по кредитам. Чем коэффициент выше, тем больше капитала банку потребуется для соблюдения нормативов. С прошлого года регулятор повышал надбавки к коэффициентам шесть раз: дважды — к коэффициентам риска по ипотечным кредитам с низким первым взносом и четырежды — по необеспеченным потребительским кредитам, которые привязали к стоимости кредита.

  • Меры оказались эффективными. Потребительское кредитование уже растет медленнее: с 1 мая по 1 августа годовой темп прироста снизился с 25,3% до 24,5%. Но ЦБ опасается, что одних надбавок может оказаться недостаточно, ведь банки с большим запасом капитала могут позволить себе активно выдавать кредиты.
  • Чтобы охладить рынок, регулятор предлагает ввести количественные ограничения кредитования, которые позволят управлять выдачами высокорискованных кредитов. При необходимости могут быть введены прямые запреты, но можно и установить допустимую долю тех или иных кредитов в портфеле или выдачах. Например, на выдачу необеспеченных кредитов заемщикам с определенным уровнем долговой нагрузки или на выдачу необеспеченных кредитов сроком более пяти лет.
  • Меры предлагают распространить на всех кредиторов, чтобы избежать перетока заемщиков из банков в МФО, а сами ограничения дифференцировать в зависимости от региона, стоимости недвижимости, если речь об ипотеке, или категории банка-кредитора.

Об этом говорят. Участники рынка отнеслись к инициативе настороженно. Потребности в новых ограничениях все-таки нет, считает аналитик НКР Михаил Доронкин: «ЦБ еще предстоит оценить эффективность мер, вступающих в действие с 1 октября [c этой даты ЦБ вводит надбавки еще и в зависимости от показателя долговой нагрузки заемщика. — The Bell], а сделать это можно будет лишь к началу 2020 года», — объясняет он. Если и этих мер окажется недостаточно, тогда уже действительно могут оперативно потребоваться новые механизмы воздействия, признает Доронкин.

По прогнозам Moody’s, прирост розничного кредитования в этом году замедлится с прошлогодних 22,8% до 20%, а в следующем году — до 15%. Даже если отдельные игроки за счет запаса капитала продолжат активно кредитовать уязвимые слои населения, влияющие на устойчивость банковского сектора риски снизятся, а темпы кредитования — замедлятся, говорит аналитик Moody’s Ольга Ульянова. По ее словам, важно нащупать разумную грань, чтобы не зарегулировать рынок, поэтому есть сомнения в необходимости дополнительных мер ограничения кредитования.

Контекст. Россия переживает новый бум потребкредитования. В первом квартале 2019-го оно выросло на 24%. Закредитованность населения и опасность возникновения пузыря стала предметом спора между министром экономики Максимом Орешкиным и главой ЦБ Эльвирой Набиуллиной.

Читайте также Спор у долговой ямы: почему министр Орешкин требует от ЦБ ограничить кредитование

Согласно статистике, 8 млн россиян отдают больше половины доходов на погашение кредитов, а у 60% заемщиков регулярные проблемы с выплатами.