Дата
Автор
Редакция The Bell
Источник
Сохранённая копия
Original Material

ФСБ использовала данные амнистии капитала против бизнесмена. Власть гарантировала, что этого не будет

В основе амнистии капитала, объявленной Владимиром Путиным, лежало обещание властей, что силовики не будут использовать признания «сдающих капиталы» бизнесменов против них. Обещание не было выполнено: ФСБ еще в 2017 году не только изъяла в здании центрального аппарата ФНС одну из специальных деклараций об амнистии, но и использует ее в качестве доказательства в уголовном деле против совладельца компании «Усть-Луга» Валерия Израйлита, пишут «Ведомости».

Что случилось

  • Глава компании «Усть-Луга» Валерий Израйлит был задержан в декабре 2016 года. Он обвиняется в хищении 93 млн рублей при строительстве порта в Усть-Луге на побережье Финского залива. Деньги Израйлит, по версии следствия, выводил за границу.
  • После ареста Израйлита силовики узнали, что незадолго до этого он, узнав о возбужденном деле, подал декларацию об амнистии. Следователи запросили разрешение суда на выемку декларации в ФНС, и в марте 2017 года декларация оказалась в руках ФСБ. Ее содержание легко в основу обвинительного заключения: в середине 2016 года Израйлит задекларировал иностранные компании, квартиру в Лондоне, акции, банковские счета. У одной из этих компаний, Midwest Marketing Limited, Израйлит якобы собирался купить свою же яхту, считает обвинение. Так он хотел объяснить перевод валюты за границу в 2013 году, но затем расторг договор купли-продажи.
  • Декларация об амнистии позволила силовикам обвинить его в выводе средств за границу по подложным документам (ст. 193.1 УК РФ, до 10 лет тюрьмы) и обосновать обвинение в легализации средств, полученных в результате преступления (ст. 174.1 УК РФ, до 7 лет тюрьмы).
  • Защита настаивала на том, что декларацию об амнистии нельзя использовать в качестве доказательства, однако суд с этим не согласился.

Контекст

  • Амнистия капиталов началась в июне 2015 года. Предприниматели получили право задекларировать скрытые доходы в России, а взамен — освободиться от ответственности за ранее совершенные нарушения налогового и валютного законодательства. Вторая и третья волны подачи спецдеклараций проходили в 2018-2019 годах и 2019-2020.
  • Всего к июню 2019 года амнистией капиталов воспользовались 19 000 человек, сообщал Минфин. Только в 2018 году бизнес задекларировал больше €10 млрд, говорил Антон Силуанов.
  • Еще в декабре 2014 года, перед введением системы амнистии капитала, президент Владимир Путин уверял, что декларации бизнесу проблем не принесут.

Цитата. «Если человек легализует свои средства и имущество в России, он получит твердые правовые гарантии, что его не будут таскать по различным органам, в том числе правоохранительным, трясти, не спросят об источниках и способах получения капитала, что он не столкнется с уголовным или административным преследованием и к нему не будет вопросов со стороны налоговых служб и правоохранительных органов».

  • В 2018 году неиспользование силовиками спецдеклараций министр финансов Антон Силуанов назвал «вопросом доверия».

Цитата. «Вопрос доверия - а вдруг информация о наших зарегистрированных компаниях, счетах попадет в СМИ, нас начнет кошмарить правоохранительная система. Этого не произошло», — Антон Силуанов, январь 2018 года.

Почему это важно. Гарантии властей были важны: в законе об амнистии достаточно пробелов и многие клиенты решились на нее только из-за обещаний властей, что силовики не воспользуются декларациями. К июню 2019 года было подано 19 тысяч деклараций, отчитывался Минфин. Глава ФНС Михаил Мишустин в 2018 году ликовал, что «люди поверили». Гарантии не использовать спецдекларации в качестве доказательств, нарушенные силовиками, была вопросом доверия бизнеса к государству в целом, сказал «Ведомостям» партнер юрфирмы «Коблев и партнеры» Руслан Коблев. «Похоже, завтра многие из тех, кто поверил обещаниям властей, уже будут лететь за границу», — иронизирует в разговоре с «Ведомостями» консультант, чьи клиенты активно сдавали специальные декларации в ФНС.