Дата
Автор
Ольга Корелина
Источник
Сохранённая копия
Original Material

The Insider и «Фонтанка» опровергли расследование NYT об убийстве чеченского полевого командира. И опубликовали новые данные о киллере

Der Polizeipräsident in Berlin

26 сентября американская газета The New York Times со ссылкой на анонимное письмо сообщила, что убийцей чеченского полевого командира Зелимхана Хангошвили мог оказаться бывший милиционер из Санкт-Петербурга Владимир Степанов, осужденный на 24 года лишения свободы как участник банды наемных убийц. Целый ряд российских изданий: The Insider, «Фонтанка», «Интерфакс» и Znak.com, — утверждают, что The New York Times ошиблась, а Владимир Степанов до сих пор находится в колонии. Заодно The Insider опубликовал новую информацию о ложной личности убийцы.

Что мы уже знаем об убийстве

Зелимхан Хангошвили был кистинцем — этническим чеченцем из Панкисского ущелья Грузии. Во время второй чеченской войны он был полевым командиром, воевал на стороне Шамиля Басаева и Аслана Масхадова. За годы после окончания войны на Хангошвили совершили четыре покушения. После последнего из них он переехал из Грузии в Германию. 23 августа в Берлине Хангошвили застрелили.

По делу об убийстве задержали гражданина России. 30 августа The Insider, Bellingcat и Der Spiegel в совместном расследовании заявили, что в паспорте подозреваемого указано имя Вадим Соколов. Расследователи предположили, что он совершил убийство по заказу российских спецслужб или органов безопасности главы Чечни Рамзана Кадырова. Для этой цели ему создали фиктивную личность. В пользу этой версии свидетельствует то, что данных «Вадима Соколова» нет в большинстве российских государственных баз, а его загранпаспорт был напечатан за 11 дней до подачи документов на шенгенскую визу.

26 сентября The New York Times сообщила, что настоящее имя «Вадима Соколова» — Владимир Степанов. Это бывший майор полиции Санкт-Петербурга, который входил в банду наемных убийц. В 2005 году он получил 24 года колонии строгого режима по ряду обвинений, в том числе в убийстве предпринимательницы Елены Нещерет, и отправился отбывать наказание в колонию для бывших оперативников в городе Бор Нижегородской области. Обнародуя эту информацию, The New York Times ссылалась на анонимное письмо, которое получили следователи по делу об убийстве Хангошвили. Газета отмечала, что как минимум одна западная спецслужба посчитала письмо заслуживающим доверия, но немецкие правоохранительные органы продолжают сомневаться в причастности Степанова к преступлению.

The Insider и его партнеры — расследовательские проекты Bellingcat и Центр «Досье», а также журнал Der Spiegel — несколько недель назад получили анонимку о причастности бывшего оперативника Владимира Степанова к убийству Зелимхана Хангошвили. По их словам, это то же письмо, которое получила The New York Times и затем опиралась на него в своем расследовании. Однако расследователи, в отличие NYT, посчитали письмо недостоверным.

Во-первых, согласно приговору, Степанов освободится только в 2029 году. Теоретически он мог выйти по УДО (после отбытия не менее половины срока и при замене наказания принудительными работами) или по хронической болезни. Но источник расследователей среди сотрудников колонии, где должен отбывать наказание Степанов, заявил, что тот не выходил на свободу — и прислал в подтверждение его фото (участники расследования не опубликовали эту фотографию). То же самое сказали двое бывших полицейских из Петербурга, которые сидели в одной колонии со Степановым, а также источники «Фонтанки», «Интерфакса» и Znak.com.

Кроме того, источник сообщил, что у Степанова нет татуировок. Как расследователи писали раньше, на теле «Вадима Соколова» — официального подозреваемого в убийстве — их три.

Во-вторых, фото подозреваемого в убийстве «Соколова» не похоже на фото Степанова, утверждают авторы расследования. NYT со ссылкой на проведенную по ее просьбе полицейскую экспертизу писала обратное.

The Insider и его партнеры получили паспортный файл Степанова. В нем два фото: на первом бывший петербургский оперативник снят в 20-летнем возрасте, на втором, сделанном в 2016 году, — в 45-летнем. Расследователи отправили фото «Соколова» и Степанова профессору Хассану Угали — специалисту по визуальному анализу из Инженерной школы университета Брэдфорда. Тот заявил, что это разные люди. Его вывод подтвердили двое бывших полицейских из Петербурга, которые сидели в одной колонии со Степановым.

Также снимок Степанова опубликовала «Фонтанка».

В-третьих, как отмечают The Insider и его партнеры, Степанова было бы опасно отправлять на секретное убийство. Он осужденный, поэтому отпечатки его пальцев должны быть во многих российских базах. Их можно было бы сверить с отпечатками, сданными при подаче документов на шенгенскую визу, и легко вычислить убийцу.

Новые аргументы в пользу версии о поддельной личности «Вадима Соколова»: номер его паспорта, адрес регистрации и место работы

Изначально расследователи писали, что данных «Вадима Соколова» нет в российских базах. Но позднее им все-таки удалось найти след этого человека в базе налоговых органов и получить доступ к файлу с его идентификационным номером налогоплательщика (ИНН). Этот номер был присвоен 23 июля 2019 года — за пять дней до выдачи загранпаспорта.

В файле ИНН также указан номер национального паспорта «Соколова». В нем есть одна особенность: изменение нескольких последних цифр не позволяет найти другие паспорта. По мнению расследователей, это значит, что «номер был взят с потолка». Кроме того, когда журналисты попросили один из своих источников найти этот номер в базе «Роспаспорт», там появилось сообщение «Сведения о личности защищены законом. Для получения информации свяжитесь с администратором».

Файл ИНН также содержит адрес регистрации «Соколова» в Брянске. По мнению расследователей, он может быть случайным: пенсионер, живущий в квартире «Соколова», утверждает, что ничего не знает о человеке с такой фамилией. В пользу версии о поддельной личности «Соколова» свидетельствует и еще один факт — во время подачи документов на шенгенскую визу он указал адрес в Санкт-Петербурге, который тоже оказался случайным.

Журналисты-расследователи ознакомились с анкетой, которую «Соколов» подал во французское консульство для получения визы. В ней указано, что он работает в строительной компании «Руст». Источники в консульстве сообщили, что их проверка подтвердила достоверность этих сведений. Но владелец «Руста» Владимир Ершов заявил The Insider, что не знает Соколова и что его компания находится в процессе ликвидации. Ершов пообещал уточнить в бухгалтерии, есть ни у них сотрудник по фамилии Соколов, но потом перестал отвечать на звонки.

Расследователи также отмечают, что рабочий телефон компании «Руст» совпадает с телефоном компании «Оборонэнерго». Она принадлежит Министерству обороны РФ и поставляет электроэнергию государственным ведомствам.

Новые подробности поездки «Соколова» за границу: предполагаемый убийца мог получить пистолет в Варшаве

10 сентября The Wall Street Journal со ссылкой на источники писала, что в расследовании убийства Хангошвили участвуют три государства: Германия, Франция и Польша. Утверждается, что именно эти страны «Соколов» посетил после отъезда из России. Чиновник из американского правительства анонимно рассказал изданию, что до Берлина, где произошло убийство, подозреваемый побывал в Париже и Варшаве. В польской столице «Соколов» жил несколько дней, сняв номер в отеле. Он оставил в гостинице свои вещи; вероятно, планировал туда вернуться после Берлина, заявил источник The Wall Street Journal в Польше.

The Insider и его партнеры утверждают, что в варшавском отеле «Соколов» отставил, в частности, свою российскую сим-карту. Сейчас ее изучают польские и немецкие правоохранительные органы. Кроме того, возможно, именно в Варшаве «Соколов» получил пистолет Glock, из которого был убит Хангошвили.

Пересказала Ольга Корелина