Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Неледниковый период


Научный руководитель Гидрометцентра России Роман Вильфанд в интервью «Российской газете» рассказал о том, что в средней полосе России происходит постепенное сокращение зимнего периода и, соответственно, увеличение летнего.

«В январе изменчивость температур в два раза выше, чем в июле. Потому что мало солнца. Летом солнце нагревает даже холодный воздух. Поэтому сильные колебания температур редкость», — приводит его слова «РГ».

Годом ране Вильфанд говорил о том, что аномально теплая зима в России — признак процесса глобального потепления, охватывающего все регионы Земли.

«Повышенная повторяемость таких экстремальных событий — это следствия глобального потепления», — говорил он ФАН.

При этом в некоторых регионах, например, в Сибири зимы стали более резкими. Этому ученые также нашли объяснение — на территории округа сменился тип циркуляции воздуха с зонального на меридиональный.

«Как правило, в умеренных широтах Северного полушария преобладает зональная циркуляция: относительно теплый воздух переносится вдоль широты, с Атлантики на континент. Однако в последние годы все больше проявляет себя меридиональный тип циркуляции, при котором на юг проникают холодные арктические массы. Это, в частности, связано с тем, что из-за глобального потепления разница температур между Арктикой и экватором стала меньше, и вынос воздуха с севера на юг увеличился», — сказала «Науке сегодня» научный сотрудник Института мониторинга климатических и экологических систем Сибирского отделения РАН Елена Харюткина.

При этом ученые говорят о том, что в целом процессы глобального потепления не будут означать, что на территории России зимы станут менее суровыми. Как раз наоборот.

«В Европе и на Урале климат гораздо теплее, чем мог бы быть – благодаря Гольфстриму. Он сейчас сверху, а североатлантическое – холодное – течение снизу. Но это пока. Так как в связи с таянием Гренландии оно подпитывается пресной водой. Как мы помним, соленая вода тяжелее, чем пресная, так что если североатлантическое течение всплывет, будет резкое похолодание, и все в Европе замерзнут. В Москве и на Урале тоже будет холодно. Когда? Может, через 100 лет, а может, и через 20», – сказал «Новому Дню» заведующий лабораторией физики климата и окружающей среды Института естественных наук и математики Уральского федерального университета Вячеслав Захаров.

О проблемах климата в России в июле на саммите GMIS-2019 в Екатеринбурге говорил президент РФ Владимир Путин. В частности, он заметил, что средняя температура воздуха в стране растет в 2,5 раза быстрее, чем в целом на планете.

«Засухи, пожары в Иркутской области – сотни тысяч га леса – и наводнения страшные; если ничего не предпринимать, это еще обострится, включая изменения климата и истощение ресурса. Миллиарды коммуникационных устройств и передачи биг дата будут потреблять свыше 30 % всего объема энергии. За счет чего пойдет генерация? Нет ответа четкого. Наращивание производства традиционной энергии – это новые риски и дальнейшее изменение климата. Как совместить долгосрочное развитие и природное благополучие, как сделать так, чтобы цифровая революция, роботизация, интернет вещей не оказались ресурсом и не оказались в экологическом тупике? Эти вопросы требуют глубокой дискуссии», — напоминает его слова агентство.