Россия заложила в стратегию снижение спроса на нефть
Минэнерго России наконец признало то, что ведущие нефтедобывающие компании мира давно заложили в стратегии: пик спроса на нефть будет в обозримом будущем, пишут «Ведомости» со ссылкой на проект энергостратегии России до 2035 года. Помимо прочего, это значит, что любые долгосрочные льготы нефтяникам — вроде тех, о которых так настойчиво просит «Роснефть», — невозможно расценивать иначе как прямое перекладывание рисков рентабельности на государство.
- В первой версии документа говорилось о замедлении роста мирового спроса на нефть после 2025 года и пике потребления до 2030-х годов. После сентябрьских совещаний у министра энергетики Александра Новака формулировка уточнена: пик спроса на нефть в 2030–2040-х годах, пишет газета.
- О пике спроса на нефть российские чиновники говорят с начала года. К примеру, председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный говорил тем же «Ведомостям», что «мы должны максимально сейчас постараться добыть все, что у нас есть, и продать» и на вырученные деньги перестроить экономику: иначе «потом это никому не будет нужно».
- В официальном документе уровня энергостратегии пик спроса признан впервые.
Что у них
Грядущий пик спроса — общее место стратегий крупных нефтяных компаний и нефтедобывающих стран. Норвежская Statoil даже убрала нефть из названия, сменив его на Equinor. Эта компания инвестировала в возобновляемые источники энергии (ВИЭ) — солнечные и ветропарки — свыше $6 млрд и планирует еще $12 млрд инвестиций до 2030 года. Крупнейший в мире норвежский суверенный фонд тем временем избавляется от вложений в чисто нефтегазовые проекты.
Крупнейшая нефтекомпания мира Saudi Aramco признает риск снижения спроса к 2030-м годам и тоже начинает вкладываться в ВИЭ. Британская BP ждет пика спроса на топливо со стороны автотранспорта в 2030-х годах, стабилизации спроса на нефть в последующее десятилетие за счет нефтехимии и падения с 2040-х годов. По оценке Oxford Institute for Energy Studies, наступление пика спроса очень сильно зависит от начальных факторов, но, скорее всего, продажи нефти начнут падать к 2040–2050-м годам. Это падение будет резким, и остановить его будет невозможно, уверены эксперты.
Читайте также За налоговые льготы для «Роснефти» заплатят все остальные нефтяники
Что у нас
Российские нефтедобытчики не собираются много инвестировать в ВИЭ: в стратегии «Роснефти» до 2022 года нет ни слова об альтернативных источниках энергии, а «Лукойл» отводит им подчиненную роль. Руководитель «Роснефти» Игорь Сечин считает «неизбежным» рост спроса на нефть минимум до 2040 года и насмешливо относится к перспективам и ВИЭ, и электромобилей.
В этом есть резон, считает старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Дело в том, что «последним рывком» на нефтяном рынке будет выдавливание с него компаний с низкой рентабельностью конкурентами, нефть которым достается сравнительно дешево. «Российские нефтяные проекты смотрятся очень неплохо и проигрывают только Ближнему Востоку из-за более длинного транспортного плеча — операционные затраты и капитальные вложения на 1 баррель добычи в сумме не превышают $15–20», — считает эксперт.
Что мне с этого?
Системное падение спроса на нефть в обозримой перспективе, которое де-факто признали российские власти, приведет к снижению цены при росте добычи. Это означает, что гигантские налоговые льготы (2,6 трлн рублей в течение 30 лет) для арктических проектов «Роснефти» и «Нефтегазхолдинга» Эдуарда Худайнатова лягут бременем на государство — и, естественно, на россиян.