Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Они не перестанут убивать. Смерть в полиции


Александр Петриков специально для «Кашина»

Калининградского футболиста (в новостях везде – «футболист», но на самом деле играл в полулюбительской команде в райцентре, так-то – просто рабочий, 36 лет, двое маленьких детей; наверное, это существеннее, чем про футбол) Ивана Вшивкова сварили заживо в райотделе полиции. Человек принял в самом прямом смысле мученическую смерть; его мать, видевшая сына в морге, говорит, что необожженными у него остались только ладони – потому что он сжимал кулаки от боли. Полицейская пресс-служба, как всегда в таких случаях, несет какую-то чушь – что задержанный вел себя агрессивно, сломал сначала камеру наблюдения на трехметровой высоте, потом сломал радиатор отопления, ну и облился кипятком, полицейские ему пытались оказать помощь, но не смогли. Про помощь тоже пишут всегда в таких случаях, и, между прочим, сама эта формула – про «всегда», – вполне уместная, когда речь идет о смертях в полиции, говорит сама за себя: какой бы страшной ни была смерть в полицейском участке, ее нельзя считать большим ЧП, это рутина, у полицейских пресс-служб во всех регионах давно выработались все речевые привычки на такой случай – задержанный обязательно ведет себя агрессивно или неадекватно, обязательно делает что-то такое, что приводит к его случайной смерти, полицейские обязательно пытаются оказать ему помощь. Когда в таких сюжетах вырабатываются специальные тематические языковые штампы – это само по себе важное обстоятельство. Одно время существовал сайт журналистки Марии Березиной «Русская Эбола», собиравший такие новости со всей России практически ежедневно, и если читать их подряд десятками, то очень быстро учишься переводить полицейский речекряк на язык живых людей. Если «вел себя неадекватно» – значит, на дежурство в ту ночь заступил какой-то совсем безумный садист. Если «легочная недостаточность» – значит, прыгали или стояли на грудной клетке. Если «пытались оказать помощь» – значит, добивали, чтобы не смог потом свидетельствовать. Если «проводится проверка» – значит, никому ничего не будет.

Сейчас проверка проводится по запросу, спасибо ему за это, депутата Госдумы Сергея Шаргунова. В своей статье, сопровождающей депутатский запрос, он пишет, что нельзя думать, что кругом тотальный мрак – «Хватает подвижничества. В том числе – немало героических доблестных полицейских». Это понятная ритуальная оговорка, оправданная с аппаратной точки зрения – начальники в федеральном аппарате МВД должны понимать, что никто не пытается загнать их в угол, никто не хочет сотрясать устои, речь идет просто об одном конкретном эксцессе, по поводу которого им, начальникам, решать, достаточен ли публичный шум, чтобы пришлось сдать районных садистов (как, скажем, с легендарным уже «Дальним»), или можно пренебречь публикациями в прессе – их немного, большого скандала нет, удастся, как чаще всего и бывает, выехать на «вел себя агрессивно». Пока они не решили, как им себя вести, с ними нужно разговаривать вежливо, не злить, не провоцировать – и тогда, может быть, все закончится увольнениями или даже приговорами, а еще (самая странная и по интуитивно понятным причинам – самая нелюбимая полицейскими начальниками формальность) родители убитого получат бумагу, в которой незнакомый полковник принесет им официальные извинения за то, что так вышло.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.