Дата
Автор
Петр Мироненко
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Африканский проект» Путина: что Россия ищет на континенте

Африка еще с начала 2010-х стала одной из главных целей российской экономической и внешнеполитической экспансии. На этой неделе «африканский проект» вышел на высший уровень — в Сочи прошел саммит «Россия—Африка» с участием Владимира Путина и 43 африканских лидеров. США и Китай рассматривают Россию как главного конкурента в регионе, но по объему торговли с Африкой к югу от Сахары мы пока отстаем от Китая в 18 раз.

Фото: с сайта Кремля

Эта статья была написана специально для еженедельной итоговой рассылки The Bell. Подписаться на нее можно здесь.

Что случилось? Африканский саммит стал самым представительным международным мероприятием в России за годы и одним из самых дорогих. Как выяснил РБК, бюджет потратил на него 4,5 млрд рублей — больше, чем на Санкт-Петербургский экономический форум. Планируется, что теперь саммит «Россия—Африка» будет проходить раз в три года.

Остальная арифметика форума напомнила о том, что российский (как и советский) государственный бизнес с развивающимися странами традиционно велся в минус: на форуме, по данным «Росконгресса», были заключены контракты на 800 млрд рублей ($12,5 млрд), зато Владимир Путин напомнил, что Россия списала африканским странам долги на $20 млрд.

В контексте. Делать выводы о том, будет ли новый «африканский проект» убыточным, рано. Все мировые державы рассматривают Африку как перспективное поле для освоения. В докладе от 2014 года Ernst&Young предсказывал, что к 2030-му Африка по ВВП на душу населения сравняется с развивающимися странами Азии. Лидер по инвестициям в Африку — Китай: с 2005 по 2019 год он вложил в Африку к югу от Сахары больше $300 млрд, а год назад Си Цзиньпин пообещал инвестировать в регион еще $60 млрд. Летом 2019 года новую африканскую стратегию представили США: ее главная цель — опередить в регионе Китай и Россию.

Пока, впрочем, Россия отстает от конкурентов. С 2010 по 2018 год объем торговли России с Африкой к югу от Сахары вырос с $1,8 млрд до $4,8 млрд. Тем не менее к 2017 году (к нему относятся самые свежие данные Всемирного банка) мы занимали лишь 20-е место в числе торговых партнеров региона. Лидер по объему торговли с регионом — Китай ($55 млрд), от которого США ($25 млрд) отставали более чем вдвое, а Россия ($3 млрд) — в 18 раз.

Узнайте больше. Одной из главных интриг форума стало формальное отсутствие там Евгения Пригожина, активность которого в Африке все время попадает в поле зрения СМИ (в числе докладчиков он не значился, а журналисты найти его не смогли). Зато одним из главных гостей форума стал бизнесмен Константин Малофеев, который явно претендует на роль нового агента Москвы в Африке. В сентябре он объявил о создании «Международного агентства суверенного развития», которое займется привлечением инвестиций в африканские страны. На сайте саммита агентство указано в числе генеральных партнеров наряду с «Росатомом» и «Фосагро». Сам Малофеев на саммите заявил, что агентство стало консультантом Нигера, Гвинеи и Демократической Республики Конго и поможет им привлечь $2,5 млрд.