«Россия – щедрая душа»: нужно ли списывать долги другим странам

Президент РФ Владимир Путин на форуме «Россия – Африка» в Сочи заявил, что Россия списала африканским странам более $20 млрд долгов. Это огромная сумма в масштабах страны, считают эксперты. Однако власти объяснили, что африканские страны не в состоянии вернуть долги, а если их простить, то получится заключить новые контракты.
Этот аргумент не устроил большинство россиян. Люди недоумевают, почему странам Африки простили $20 млрд, а жители России могут лишиться имущества за долг в 20 тыс.руб.
Евгения Кузьмина – одна из тех, кто не понимает подобных решений государства. До декрета она работала кондуктором: сутками ездила на автобусах по разбитым дорогам, при этом получала 18 тыс. в месяц. Недавно она стала мамой во второй раз, и денег перестало хватать. Сумма ее декретных выплат – 5 тыс. руб.
Новость про долг, который простили Африке, Евгения Кузьмина услышала по телевизору. Она говорит, что ей стало обидно.
С начала 2000-х Россия простила разным государствам задолженность на $160 млрд. Экономисты отмечают, у большинства развитых стран тоже есть должники, но далеко не все прощают им долги так легко, как Россия.«Я сама с двумя детьми на 5 тысяч живу. Почему мы долг в 20 млрд прощаем? Почему мне государство не поможет? Взяли бы деньги, которые нам Африка вернула, и по всей стране их распределили», – поделилась Евгения.
Профессор Калифорнийского университета Юрий Слёзкин заявил, что Россия не только прощает долги, но и выделяет деньги на международную помощь. Он считает, что это та цена, которую Россия вынуждена платить за общение с внешним миром:«По моему мнению, долги нельзя прощать просто так, даже если они безнадежные. Как мне кажется, это мощный инструмент влияния, позволяющий существенно скорректировать политику в своих интересах. Давайте посмотрим на логику и практику развитых стран, прощают ли они долги? Очень в редких случаях, и то не прощают, а используют этот механизм прощения в своих экономических интересах, то есть чаще всего они идут на реструктуризацию долга», – считает Алисен Алисенов, преподаватель ВШКУ РАНХиГС, кандидат экономических наук.
Литературовед Ирина Прохорова считает, что невозможно повысить международный авторитет России, если не проявлять заботу о собственном населении. По ее словам, помощь другим странам в нашем случае – вопрос приоритетов, которые не всегда верно расставлены:«Начиная с 2005 г. эта статья расходов увеличилась в 10 раз. Последние несколько лет на финансирование проектов в сфере содействия международному развитию каждый год Россия выделяла более 1 млрд руб., причем деньги часто получают те, кому долги уже прощали. У России сейчас очень тяжелое положение в мире. И это закономерный вопрос: нужно ли пытаться России выйти из некоей изоляции».
Вероятно, у власти другой взгляд на проблему. После ситуации с Африкой пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что долг был эфемерный, а сейчас, когда его простили, появились новые возможности. Россия уже заключила контракты со странами Африки более чем на $10 млрд. А гарантии, что через 10 лет долги вновь не станут эфемерными, нет.«Можно играть в дипломатические игры с половиной мира. Просто я думаю, что приоритет должен быть в инвестировании в собственную страну, в человеческий капитал, в развитие, чтобы собственная страна и собственные люди имели перспективу в будущем, чтобы страна была привлекательна для собственных людей, а дальше можно играть хоть с Африкой, хоть с Америкой».