«Россия сформировала меня как человека и профессионала»

«Россия сформировала меня как человека и профессионала»
DOXA поговорила с Карин Клеман о ее работе в России
На прошлой неделе ФСБ закрыла въезд социологу Карин Клеман на 10 лет. Исследовательница французского происхождения уже более 20 лет работала в России и создавала здесь академические и активистские проекты. Рассказываем, как Клеман впервые приехала в Россию в 1990-е и почему решила связать свою карьеру с этой страной.
В конце 90-х Карин вернулась в Россию. Собирая информацию для диссертации, она познакомилась с профсоюзными активистами. Среди них были участники «Соцпрофа» и «Защиты труда», которые ввели ее в активистскую среду. «Эти знакомства дали мне воздух. Пока я ходила по заводам, у меня возникало чувство беспомощности, я не понимала, что я могу сделать для этих людей». Рабочие месяцами не получали зарплат, были вынуждены подрабатывать, и Карин, глядя на это, поняла, что не может оставаться в стороне и быть просто исследователем. «Я видела огромную разницу между тем, что на самом деле испытывают люди, и тем, что говорят по телевизору. Оттуда мне говорили, что в стране строится демократия, а рабочие — отсталые и неблагодарные — препятствуют движению вперед».
«Карин увлекала личным опытом исследователя. Настоящего левого социолога, страстного и горящего своим исследовательским вопросом, при этом горячо сопереживающего тем, кого она встречает в поле. На первом занятии Карин рассказала историю о том, как она стала заниматься изучением протестных движений в России. <...> Она брала интервью у рабочих на проходной завода. На заводе были длительные задержки заработной платы. А рабочие продолжали каждый день ходить на завод. Месяц, два, три. Карин спрашивала их: "Почему вы продолжаете ходить на завод и работать?", а рабочие отвечали: "Ну мало ли..." Для французского левого социолога эта ситуация создала исследовательский вопрос на ближайшие 20 лет — КАК? Как так получается, что людям месяцами не платят зарплату, а они продолжают работать, не протестуют, не отстаивают свои права?»
Пост в Фейсбуке Петра Иванова (выпускник НИУ ВШЭ, социолог города в «Лаборатории Гражданская инженерия»)
Фото: Carine Clement / Facebook
После защиты диссертации Карин преподавала французскую социологию в Московской высшей школе социальных и экономических наук (Шанинке) и не прекращала заниматься исследовательской деятельностью. «Тогда уже я приехала изучать, что изменилось с 1998 года, что люди стали активнее выражать свою позицию. Я изучала уже не рабочих, а различные формы самоорганизации и низовые социальные движения. После прихода Путина к власти все эти формы распались, акций протеста стало меньше. Я как исследователь связываю это с тем, что его политический дискурс соответствовал ожиданиям населения».
«Моя магистерская диссертация открывается одним афористическим эпиграфом. Это слова не Вебера, не Фуко, не Зака де ла Роча или еще кого-то, на кого вы могли сразу подумать, а реплика Карин Клеман к моему докладу про студенческие движения на ее курсе. Но я не унываю, потому что уверен, что все эти новые занавесы из фольги скоро упадут, и Карин еще сто раз приедет к нам с выступлениями. <...> Кстати, эпиграф к магистерской был такой: "Студенты во Франции — анархисты, студенты в России — конформисты". Воспринял это как руководство к действию»
Пост в Фейсбуке Андрея Герасимова (выпускник Европейского университета, студент НИУ ВШЭ)
«Карин научила меня брать интервью, не бояться задавать вопросы, ломать голову над определением "политика" (и многим другим, конечно!), впервые отправила "в поле", взялась работать над моим дипломом, короче, сделала много чего значимого для меня и многих вокруг меня. <...> Невероятно ранит все это»
Пост в Фейсбуке Александры Федотовой (выпускница СПбГУ)
В 2008 году, в разгар финансового кризиса и на фоне нападений на других гражданских активистов, на Карин в Москве трижды нападали. Два первых нападения Карин называет «хулиганскими действиями». У нее вырвали из рук сумку, а через какое-то время другой человек выследил ее и плюнул в лицо. На третий раз ей воткнули шприц в ногу, пока она шла по улице. Тогда Карин действительно испугалась и уехала на несколько месяцев во Францию. «Эти нападения были актам устрашения, а не реальными попытками уничтожить меня. Я очень много отдала России, у меня была тесная эмоциональная связь со страной, поэтому мне было тяжело в один момент просто взять и начать жить во Франции». Поэтому спустя несколько месяцев Карин все-таки вернулась обратно.
«Карин — один из лучших профессоров, у которых мне довелось учиться, — вдохновляла и поощряла мой интерес к общественным наукам. <...> Нет слов. Запрет на въезд — это абсурдно и позорно. Но, как нас всегда учила Карин, необходима солидарность»
Пост в Фейсбуке Екатерины Кочетовой (выпускница Европейского университета)
Фото: Carine Clement / Facebook
«Карин Клеман не угроза России, а часть нашей страны, часть нашего профессионального сообщества: она работает с нами, она публикуется на русском языке, она воспитала и обучала новое поколение ученых в России. Чтобы выразить свое отношение — возмущение действиями властей в отношении нашего друга и коллеги, — мы хотим сделать присутствие Карин в нашем сообществе явным. Мы помещаем некоторые ее работы на нашем сайте и список ее публикаций — пусть каждый прочтет и решит, может ли научное знание быть угрозой»
Официальное заявление Правления СПАС о запрете въезда Карин Клеман на территорию РФ
Конференция, на которую Карин не попала из-за того, что ее не пустили на территорию России 27 ноября, в итоге отменилась. «Коммерсант» со ссылкой на «РИА Новости» приводит слова доцента факультета социальных наук НИУ ВШЭ Олега Оберемко, который сказал, что выступление Карин должно было стать ключевым. Поддержку Карин выражают ее бывшие студенты и коллеги, а также коллективы российских ученых.
| ОБСУДИТЬ В ВК |
| ОБСУДИТЬ В ФБ |
| ПРЕДЛОЖИТЬ МАТЕРИАЛ |