Дата
Автор
The Insider
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Отравительная восьмерка. Как и зачем 8 сотрудников ГРУ пытались отравить «Новичком» болгарского предпринимателя Гебрева


The Insider и Bellingcat уже писали о причастности сотрудников ГРУ к отравлению нервно-паралитическим веществом болгарского предпринимателя Емельяна Гебрева (а также его сына и коллеги). В новом расследовании, проведенном совместно с Der Spiegel, нам удалось установить настоящие и оперативные имена всех ГРУшников, участвовавших в этой операции, а также узнать обстоятельства и возможные мотивы покушения.

English version here

Днем 28 апреля 2015 года Емельян Гебрев почувствовал зуд в глазах. Зрение стало подводить его, и будто на экране старого телевизора он стал видеть перед собой яркие цветные полоски. Через несколько минут он потерял сознание. К счастью, вокруг было много людей — все это происходило в разгар приема, который Гебрев организовал для своих партнеров. Предпринимателя немедленно госпитализировали. Примерно в то же время те же симптомы почувствовал его сын, находящийся в другой части города, а также директор компании Гебрева, который тоже находился далеко. Единственное, что объединяло всех троих, — утром они были в своем офисе, находившемся в здании отеля «Орбита» в Софии.

Позже (уже в 2019 году) следователи идентифицировали на записях видеокамер, установленных на парковке отеля, офицера ГРУ Дениса Сергеева (оперативное имя — Сергей Федотов). Того самого Сергеева, который прибыл в Британию вместе с «Бошировым» и «Петровым» в день отравления Скрипалей. А лаборатория Хельсинского университета, специализирующаяся на химическом оружии, смогла обнаружить в организме Гебрева следы двух органофосфатов, которые свидетельствовали о том, что предпринимателя пытались убить нервно-паралитическим веществом, относящимся к семье «Новичка». Вопросы о том, кто стоял за покушением, отпали сами собой. Однако, как удалось выяснить The Insider, Bellingcat и Der Spiegel, Сергеев был не единственным исполнителем — всего в операции, судя по всему, принимало участие не менее семи сотрудников ГРУ.

Омерзительная восьмерка

Группа отравителей, судя по имеющимся данным из базы перелетов, приезжала в Болгарию трижды. Первый раз (то ли это была первая попытка, то ли подготовка) — в феврале 2015 года. Сначала прибыла троица в составе: Сергея Федотова (реальное имя — Денис Сергеев), Сергея Павлова (Сергей Лютенко) и Георгия Горшкова. Они пробыли в Болгарии неделю — с 15 по 22 февраля, сразу после чего их сменила троица в составе: Ивана Лебедева (Иван Терентьев), Николая Кононихина (Николай Ежов), Алексея Никитина (Алексей Калинин). Они также пробыли около недели (с 26 февраля по 8 марта). Им на смену прибыл Владимир Попов (Владимир Моисеев), известный по своему участию в неудачной попытке переворота в Черногории. Он пробыл в Болгарии еще 5 дней — с 6 по 11 марта.

Второй раз группа приезжала уже во время отравления. Федотов, Павлов и Горшков прибыли 24 апреля и улетели, собственно, в день покушения — 28-го.

Третий раз Федотов прилетел в компании с Данилом Степановым (Данилом Капраловым) 23 мая. Они провели в Болгарии еще неделю, причем в последние два дня к ним присоединился еще Горшков. Совпадение это или нет, но в мае Гебреву снова стало хуже, он опять попал в госпиталь. Любопытная деталь — Данил Капралов помимо ГРУшной подготовки также имел квалификацию врача (что роднит его с Александром Петровым (Мишкиным), одним из отравителей в Солсбери).

Как мы идентифицировали отравителей

Ранее мы уже отмечали, что сотрудники ГРУ (и других спецслужб, работающих за рубежом) каждые несколько лет выпускают загранпаспорта сериями, где номера идут последовательно один за другим. Поэтому, определив загранпаспорт одного из сотрудников, несложно выловить похожие номера среди, например, его попутчиков. Реальные же имена можно без труда устанавливать в связи с тем, что великие конспираторы из ГРУ в большинстве случаев оставляли для своих личностей прикрытия тот же год и дату рождения, после чего их было относительно несложно обнаружить в российских базах данных.

Надо отдать должное конспираторам — поняв, после последних расследований The Insider и Bellingcat, как легко они находятся в самых доступных российских базах данных, сотрудники ГРУ предприняли активные меры по укреплению своей конспирации и стали заменять фотографии и некоторые другие данные в паспортных файлах своих личностей прикрытия. Но лучше бы они этого не делали, потому что в результате в мужских паспортных файлах оказались женские фотографии и, например, паспортная история совсем других людей, впопыхах вставленная в файл, что лишь помогает лишний раз убедиться, что файл этот шпионский.

Сопоставляя имеющиеся фотографии в российских базах данных (те, что еще не успели заменить) с фотографиями, которые ГРУшники делали при подаче на шенгенскую визу, в некоторых случаях можно убедиться, что под реальным именем и именем прикрытия действительно скрывается одно и то же лицо. Вот, например, две фотографии — на одной из них Николай Кононихин (родился 01.01.1978), а на другой — Николай Ежов (родился 01.01.1978). Бывают же такие совпадения!

А на этих фотографиях изображены Сергей Лютенко (родился 09.12.1981) и Сергей Павлов (родился 09.12.1981). Совершенно разные, казалось бы, люди, а выглядят так, что не отличит и родная мать.

А это Данил Степанов (родился 23.03.1983) и Данил Капралов (родился 23.03.1983). Еще одно невероятное совпадение.

Лицо Сергеева (Федотова) было известно из более ранних публикаций, но шенгенская фотография лучше по качеству изображения и потому служит дополнительным подтверждением.

Почему отравили Гебрева

Причину отравления Гебрева еще предстоит установить следствию, пока она точно не ясна даже для самой жертвы. Компания Гебрева занимается экспортом вооружений, но не в таких масштабах, чтобы это могло стать большой проблемой для Кремля. Скажем, Гебрев действительно поставлял вооружения Грузии во время войны 2008 года, но, по словам самого Гебрева, его оружие составляло не более 10% от болгарских поставок этой стране. Он также утверждает, что ни прямо, ни косвенно не поставлял оружие в Украину после начала конфликта с Россией в 2014 году.

По одной из версий, Гебрев стал мишенью ГРУ в результате провокации, заставившей Кремль подумать, что он продавал оружие американским союзникам в Сирии. В 2015 году ряд болгарских производителей вооружений конкурировали за американские контракты на поставку оружия сирийским повстанцам. Гебрев утверждает, что его компания Emco в этом не участвовала, так как его основные клиенты — Индия и страны Северной Африки — требовали больших поставок и все ресурсы уходили на то, чтобы выполнить обязательства перед ними. И вот, за день до отравления (27 апреля) МИД Болгарии опубликовал заявку от лица Emco на поставку оружия в Азербайджан (предположительно предназначенного для Сирии). Гебрев утверждает, что эта заявка — подделка, автором которой был его конкурент (он считает, что знает, кто это, но отказывается называть). Гебрев полагает, что у конкурента хорошо налажены связи с Кремлем — таким образом он хотел устранить Гебрева, подсунув Москве фальшивку.

Мы изучили переписку между болгарским МИДом и посольством Азербайджана и обнаружили, что Emco изначально значилась как компания, которая должна произвести поставку 5 мая. Но уже в следующем письме название компании исправлено на других поставщиков — Transmobile и Alguns.

Проблема только в том, что ГРУ начало готовить операцию еще в феврале, то есть подделка не могла сама по себе стать причиной покушения. Если инцидент с поддельной заявкой вообще связан с отравлением, это значит, что либо подделка была лишь одной из множества провокаций конкурентов, либо, наоборот, ГРУ само и подделало документ, чтобы обосновать покушение (в последнем случае реальный мотив покушения остается открытым).