Глава Еврокомиссии Юнкер попрощался с журналистами

В пятницу человек, которого его преемница, бывший министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен назвала «великим европейцем», попрощался с аккредитованными при ЕС журналистами.
Председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер по завершении своего пятилетнего мандата уходит «в никуда» и не появится в отведенных ему кабинетах ни в Брюсселе, ни в Люксембурге, правительство которого он возглавлял много лет.
«Но я не прощаюсь, поэтому с сожалением сообщаю вам, что это не последний раз, когда вы слышите обо мне, — предупредил он. — Даже если я откажусь от активной политики, я никогда не перестану отдавать свой голос и свое сердце Европе».
С присущими ему чувством юмора и порой едкой иронией сам себя Юнкер определил «одним из двух выживших ветеранов Маастрихта, наряду с евро». Он был среди лидеров ЕС, которые в 1992 году на саммите в Маастрихте дали зеленый свет европейской валюте. Он насчитал в своей биографии 30 лет служения Европейскому союзу на разных постах.
Он заявил, что покидает пост главы исполнительной коллегии ЕС «с чувствами удовлетворения, сожаления и счастья». Потому что это «нелегкая работа, самая трудная должность в мире».
«В последние годы я часто ощущал себя семейным доктором Европы, стараясь, чтобы все были счастливы и оставались на борту, — признался уходящий патрон брюссельской бюрократии. — Не забывайте, что референдум по «Брекситу» был не единственным референдумом, с которым мне приходилось иметь дело. Было голландское Nee подписанию соглашения об ассоциации ЕС с Украиной, датское Nej совместной борьбе с преступностью, и решение Швейцарии ограничить свободное передвижение граждан ЕС. Когда дело дошло до «Брексита», я нанял лучшего в городе адвоката по бракоразводным делам, mon cher Michel (Мишеля Барнье), который (дважды!) договорился о наилучшей возможной сделке, следя при этом, чтобы семья ЕС 27-ми держалась вместе».
Юнкер не стал на прощание благодарить журналистов, потому что считает их необходимыми антиподами политика или чиновника, который должен просто «терпеть их всегда рядом». Тем не менее, насчитал за пять лет 18 своих пресс-конференций только в этом зале, почти полторы сотни 150 интервью разным изданиям и сотни совместных встреч с прессой по случаям визитов иностранных лидеров и саммитов ЕС.
Он «глубоко озабочен» наметившимися в ЕС проблемами с верховенством права и, отвечая на вопрос, чья модель из представителей христианско-демократической семьи ему ближе — уходящего главы Евросовета Дональда Туска (либеральная) или премьер-министра Венгрии Виктора Орбана (авторитарная, националистическая), сказал односложно: «Туска».
Юнкер сожалеет, что при назначении его преемника не удалось реализовать принцип «шпитценкандидата» (главного кандидата, главы самой многочисленной фракции Европарламента). Сам он был первым, кто стал председателем Еврокомиссии по этому принципу. Он назвал это начинание «маленьким прорывом демократии», который не удалось повторить «по мутным причинам».
Брюссель