Дата
Автор
Мария Коломыченко
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Миллиардер Юрий Ковальчук может получить монополию на вещание главных телеканалов в рунете

Что такое «закон о витрине» — и почему интернет-бизнес им недоволен

Сергей Ильницкий / EPA / Scanpix / LETA

В середине ноября Госдума одобрила в первом чтении законопроект, который обязывает все интернет-сервисы получать телесигнал от одного посредника — он будет транслировать 20 общедоступных телеканалов, включая Первый, «Россию 1», НТВ и другие. С ним придется работать всем, кто хочет показывать российский телеконтент в сети — от онлайн-кинотеатров до операторов связи. Назначит посредника Роскомнадзор; основной претендент на этот статус — компания «Витрина ТВ», связанная с «Национальной Медиа Группой» миллиардера Юрия Ковальчука, близкого к президенту Владимиру Путину и внесенного в санкционные списки США и ЕС. Эта схема никак не поможет борьбе с пиратством — декларируемой цели законопроекта, считают эксперты. «Медуза» выяснила, что думают интернет-сервисы и операторы связи о возможной монополизации интернет-телевидения.

Депутаты Госдумы говорят, что в интернете много пиратских трансляций Первого и других федеральных каналов

В июле 2019 года группа депутатов Госдумы внесла на рассмотрение парламента проект нового закона. Он предусматривает создание к 2020-му единой системы трансляции в интернете 20 обязательных общедоступных телеканалов. 12 ноября законопроект был одобрен Госдумой в первом чтении.

Что за обязательные каналы?

«Обязательные каналы» объединены в так называемые «мультиплексы» в рамках цифровизации ТВ в России.

Первый и второй мультиплекс — это пакеты общероссийских телеканалов, утвержденные указом президента для обязательного вещания на территории России. Они должны быть доступны 98% жителей страны к концу 2019 года.

В первый мультиплекс входят: Первый канал, «Россия 1», «Россия К», «Россия 24», НТВ, «Пятый канал», «Матч ТВ», «ТВ Центр», «Карусель» и Общественное телевидение России. Эти вещатели будут распространять свой сигнал в небольших городах при финансовой поддержке государства.

Второй мультиплекс: СТС, «Домашний», РЕН ТВ, ТНТ, ТВ3, «Пятница», «Муз ТВ», «Звезда», «Мир» и «Спас». Это коммерческий пакет каналов, инфраструктура для него строилась за счет вещателей, которые и должны оплачивать цифровой сигнал.

В текущей редакции законопроекта трансляция этих телеканалов через единую платформу распространяется на все отечественные онлайн-кинотеатры, такие как Ivi, Okko и Megogo, операторов платного ТВ, запустивших сервисы просмотра видеоконтента через интернет с помощью ТВ-приставок (например, «Триколор», МТС и другие), а также на сами телеканалы, транслирующие свой контент в интернете через собственные сайты.

Планируется, что Роскомнадзор раз в пять лет будет выбирать уполномоченную организацию, через которую все интернет-площадки будут получать видеопоток этих 20 телеканалов. Для этого они должны будут интегрировать ее софт в свои сервисы. Организацию выведут из-под антимонопольного регулирования, следует из текста законопроекта.

Авторы законопроекта, среди которых 39 депутатов от «Единой России» и КПРФ, в пояснительной записке к нему объяснили необходимость появления единого вещателя тем, что просмотр телевидения в интернете «растет высокими темпами». «Тенденция цифровизации медиарынка обуславливает необходимость обеспечения единства информационного пространства и в цифровой интернет-среде. Однако ключевой проблемой в данной сфере выступает отсутствие эффективных механизмов контроля вещателей над содержанием телеканалов, распространяемых в сети „Интернет“», — утверждают депутаты.

Создание единого поставщика телеконтента, по их задумке, решит проблему пиратства, позволит вещателям больше зарабатывать на распространении их контента в интернете, а также контролировать неизменность видеопотока — то есть отсутствие каких-либо сторонних вставок, например, рекламных, которые канал не транслировал.

Претендент на звание единой платформы вещания в интернете известен

Единым поставщиком телеконтента, согласно законопроекту, сможет стать организация, у которой уже есть договоры с не менее чем двумя третями обязательных телеканалов. Кроме того, она не должна быть подконтрольной иностранцам. Максимальная доля иностранного учредителя в этой компании не может превышать 20%. Такое же требование в законодательстве сейчас есть к медийным компаниям — учредителям СМИ и телеизмерителю.

Под эти требования подходит ООО «Витрина ТВ», созданное в 2017 году «Национальной Медиа Группой» (НМГ). Сейчас у компании четыре владельца, каждому из которых в ней принадлежит четверть: сама НМГ, медиахолдинг ВГТРК, Первый канал (29% Первого принадлежат тоже НМГ) и «СТС Медиа» (холдинг контролируется НМГ и банком ВТБ).

Сама НМГ появилась в 2008 году в результате объединения активов банка «Россия» бизнесмена Юрия Ковальчука (близкого к президенту Владимиру Путину), СОГАЗа, «Сургутнефтегаза» и председателя совета директоров «Северстали» Алексея Мордашова. Юрия Ковальчука называют одним из основных бенефициаров НМГ, при этом точная структура владельцев холдинга не раскрывается.

Александр Земляниченко / Reuters / Scanpix / LETA Юрий Ковальчук

«Витрину ТВ» считают основным претендентом на звание единого поставщика телеконтента, а сам законопроект в честь нее уже прозвали «законом о витрине», рассказали три собеседника «Медузы» в интернет-компаниях и операторах связи. Представитель «Витрины ТВ» ранее подтверждал РБК, что она будет претендовать на статус уполномоченной организации для телевещания в интернете. На вопросы «Медузы» в пресс-службе НМГ не ответили.

«Витрина ТВ» изначально создавалась как единая платформа для трансляции контента федеральных телеканалов в интернете. «Это стратегический для отрасли проект — технологическая платформа, разработанная с учетом современных высоких стандартов вещания, станет единым OTT-сервисом для всех телекомпаний страны», — утверждают в НМГ.

Несколько лет компания пыталась договариваться с интернет-сервисами и операторами платного ТВ об использовании своей платформы на рыночных условиях, однако большого успеха не достигла. Так, крупнейший в России оператор платного ТВ «Триколор» несколько месяцев назад прекратил транслировать через интернет каналы, принадлежащие владельцам «Витрины ТВ» — ВГТРК («Россия 1» и «Россия 1 HD») и НМГ (СТС, «Домашний», РЕН ТВ, Пятый канал, «Че», «СТС Love» и «Известия»). Каналы настаивали на распространении своего сигнала только через «Витрину», а «Триколор» отказался встраивать ее видеоплеер в свои сервисы.

Профильные эксперты утверждают, что закон не решит проблему пиратства

3 ноября Институт исследований интернета — независимая экспертная организация, которая участвует в разработке отраслевого регулирования — направил в комитет Госдумы по информационной политике техническое заключение о законопроекте. Его подготовила компания Eastwind — поставщик программных решений для телекомоператоров, рассказала «Медузе» директор по стратегическим проектам института Ирина Левова.

Согласно заключению экспертов Eastwind, предлагаемые депутатами изменения не помогут в борьбе с пиратством, поскольку техническая схема распространения обязательных общедоступных телеканалов в интернете принципиально не изменится. В новой схеме, как и в текущей, пользователь интернет-сервиса имеет техническую возможность в режиме реального времени выполнять «стриминг экрана», то есть нелегальную передачу трансляции с одного гаджета на другой, отмечают эксперты. Кроме того, «у пользователей эфирного цифрового ТВ остается возможность передавать третьей стороне цифровой телевизионный сигнал или видеопоток, который передается внутри цифрового телевизионного сигнала, а эта техническая возможность — одно из необходимых условий для организации незаконного распространения общедоступных обязательных телеканалов».

Наконец, нелегально передавать копию цифрового сигнала или с помощью видеоредакторов модифицировать видеопоток, то есть делать, например, рекламные врезки, технически сможет и сама уполномоченная организация по вещанию телеконтента, отмечают в Eastwind.

Эксперты сомневаются и в том, что поправки положительно скажутся на качестве трансляции, так как вместо множества CDN-сетей разных интернет-сервисов, легально распространяющих каналы в сети, видеопоток будет идти только из одного канала. «Требования к производительности и надежности CDN-сети уполномоченной организации должны соответствовать суммарной нагрузке, создаваемой пользователями всех OTT-провайдеров, легально распространяющих каналы в сети интернет», — подчеркивают в Eastwind.

В итоге интернет-сервисы превратятся в простых посредников между пользователями и уполномоченной организацией по вещанию телеконтента, не смогут влиять на качество предоставления услуги и станут меньше заинтересованы в этом бизнесе, «что может негативно отразиться на телесмотрении общедоступных каналов в сети интернет», добавляют эксперты.

Онлайн-кинотеатрам и операторам связи законопроект тоже не нравится: они говорят о монополизации рынка

У законопроекта есть реальные и заявленные цели — и «между ними есть нестыковки», говорит Алексей Бырдин, генеральный директор ассоциации «Интернет-видео», в которую входят онлайн-кинотеатры Ivi, Amediateka, Megogo и другие. «Предложенными в базовом тексте методами заявленных целей достичь трудно или невозможно. Вместо создания инфраструктуры и стандартов взаимодействия нам предлагают монополию. Вместо упрощенных внесудебных мер по борьбе с пиратством — сложный многоступенчатый механизм с судебной инстанцией. А разнообразия региональных и часовых версий телеканалов вообще не предусмотрели», — заявил он «Медузе».

Его поддерживает и представитель МТС Алексей Меркутов. По его словам, законопроект в его нынешней редакции «не решает заявленных задач» — контроля вещателей над статистикой, качества вещания в интернете и борьбы с пиратством — и поэтому «нуждается в дополнительном обсуждении и доработках».

В сентябре топ-менеджеры крупнейших операторов связи (МТС, «Мегафон» и «Вымпелком»), а также Ассоциации кабельного телевидения России направили письмо председателю Госдумы Вячеславу Володину с просьбой взять под личный контроль ситуацию с законопроектом. Она грозит монополизацией рынка, утверждают операторы. «Уполномоченная организация объединит в себе функции участника рынка и регулятора на этом же рынке, что дает ей безграничный инструментарий для продвижения своих бизнес-интересов и давления на остальных игроков», — заявили они (копия письма есть у «Медузы»).

Председатель думского комитета по информационной политике Леонид Левин, который внес законопроект, сказал «Медузе», что его комитет уже получил предложения от индустрии, планирует доработать законопроект ко второму чтению и учесть все предложения. Расширенные заседания с участием операторов, чиновников, экспертов и представителей телеканалов, входящих в мультиплексы, в Думе уже прошли, рассказал он. Левин не стал комментировать информацию о том, что единым вещателем может стать «Витрина ТВ».

22 ноября в парламент были направлены согласованные поправки к законопроекту от интернет-индустрии. Под ними подписались топ-менеджеры крупнейших операторов связи (МТС, «МегаФона» и «Вымпелкома») и главы профильных ассоциаций (копия документа есть у «Медузы»). Их основные предложения — позволить транслировать обязательные телеканалы в интернете не только уполномоченной организации, но и самим вещателям этих каналов. Кроме того, они настаивают на исключении из законопроекта нормы по обязательному встраиванию в свои сервисы софта от единого вещателя контента, а также хотят вывести из-под действия закона операторов IPTV — чтобы не пострадали абоненты, которым в противном случае придется массово менять телеприставки.

Подписание законопроекта в текущем виде приведет к необходимости заменить ТВ-приставки у 15 миллионов абонентов, утверждают они. Операторы подсчитали, что совокупные затраты российских пользователей составят 50 миллиардов рублей.

Мария Коломыченко