Отечественное программное обеспечение: что скрывается за новым законом

Александр Панов – владелец техники Apple. Он говорит, что 6 лет назад на первую большую стипендию купил яблочный продукт и до сих пор с этой маркой не расстается. Apple помогает в работе, да и хипстеров 21 века без таких устройств уже сложно представить, считает Александр.
Конечно, Александр знает, что президент подписал закон об обязательном российском программном обеспечении на устройствах. С июля 2020 г. продавать в стране телефоны, компьютеры, телевизоры и прочие электронные приборы без отечественных программ запретят. Александр такой протекционизм не одобряет.«Все почти делаю через телефон, веду аккаунты соцсетей различных. Монтирую видеоролики. Он практически полностью заменяет персональный компьютер», – делится Александр, маркетолог.
Власть считает, что отечественным IT-компаниям нужно помогать. Импортозамещение добралось и до высокотехнологичной сферы. Ведущие производители и продавцы техники просили президента не подписывать документ, но он их мнение проигнорировал.
Вступление закона в силу негативно отразится на развитии отрасли, а также приведет к монополизации в сфере разработки российского ПО. Требования закона противоречат принципам Всемирной торговой организации, и их исполнение чревато снижением деловой активности на рынке бытовой электроники и программного обеспечения.
В законе мало конкретики: какие российские программы и куда нужно устанавливать, пока неизвестно. В дальнейшем это решит правительство. Главный вопрос: уйдет ли из России Apple? Считается, что сейчас эта американская компания старается не устанавливать на свои телефоны и другие устройства чужие программы. В этой ситуации все зависит от воли ее руководства.
Пожалуй, самый популярный российский обозреватель технических новинок Валентин Петухов считает, что Apple сумеет договориться со своим поклонником и по совместительству премьер-министром России Дмитрием Медведевым.
При этом отечественное ПО совсем не плохое. Мобильные приложения – Сбербанк онлайн, Яндекс, Mail.ru, Вконтакте, 2гис у нас популярны. Однако Яндекс хоть и называют российским, но принадлежит он голландской компании. Владелец Mail.ru Алишер Усманов, по данным СМИ, резидент Швейцарии. А мировой лидер ПО, вроде бы импортный Google основан Сергеем Брином, родившимся в Москве. IT-эксперт Максим Багаев уверен, что нового закона не стоит бояться.
«Государство хочет, чтобы правила для Google и для Яндекс были одинаковыми. Рассматривать это как несправедливость – неправильно. Скорее, это протекционизм», – считает Максим Багаев, владелец сети «Техномакс».
Кажется, производители российского ПО должны закон поддержать, но на деле это не всегда так. Юрий Шнорр выпускает приложения для управляющих компаний, чтобы удобнее было платить за квартиру и быть в курсе дел многоквартирного дома. Предприниматель считает, что его программное обеспечение вряд ли правительство будет рекомендовать как обязательное.
«Ограничительные законы скорее мешают, чем помогают развиваться. Это лоббирование одних игроков, которые более инертные и менее клиентоориентированные и ограничением доступа другим игрокам к рыночным возможностям», – считает Юрий Шнорр, разработчик программного обеспечения.
В любом случае, закон вступает в силу больше чем через полгода. Есть возможность закупиться гаджетами. Худший сценарий ведь исключать нельзя: сыр из Европы запретили, могут запретить и Iphone.