Что такое углубленная интеграция России и Белоруссии — и почему сами белорусы ее опасаются?
Россия и Белоруссия обсуждают политическую интеграцию с 1999 года. Соглашение до сих пор не подписано
8 декабря 2019 года в Москве должно было состояться заседание Высшего госсовета Союзного государства России и Белоруссии, где планировалось подписание программы действий по реализации договора о создании СГ.
Договор был подписан 8 декабря 1999 года Александром Лукашенко и Борисом Ельциным. Соглашение предусматривало в том числе создание общего двухпалатного парламента, конституции, суда, счетной палаты и валюты с единым эмиссионным центром. В нынешней программе углубленной интеграции ничего этого нет, создание наднациональных органов с политической составляющей там не предусмотрено. Однако эксперты не сомневаются, что вслед за экономической интеграцией последует политическая, ведь это часть договора о СГ.
Программа переговоров 2019 года включает в себя 31 «дорожную карту», которые предусматривают углубленную интеграцию в разных сферах экономики. Официально тексты «дорожных карт» никогда не публиковались, известны лишь отдельные положения этих документов. В сентябре 2019 года газета «Коммерсант» со ссылкой на источники в Белом доме сообщала, что интеграционная программа предусматривает частичное объединение двух экономических систем и де-факто создание с 2022 года конфедеративного государства. Речь идет о принятии единого Налогового и Гражданского кодексов, общем государственном регулировании экономики, общей таможенной политике, создании единого регулятора в области энергетики и так далее.
В ходе переговоров с сентября по декабрь правительства двух стран согласовали большинство «дорожных карт», а нерешенные вопросы оставили на рассмотрение глав государств. 7 декабря Лукашенко и Путин встретились в Сочи, но достичь соглашения так и не смогли. Президенты не стали делать заявления для прессы по итогам переговоров, а заседание Высшего госсовета Союзного государства просто отменили. Глава Минэкономразвития Максим Орешкин заявил журналистам, что стороны все же достигли «серьезного прогресса» в ходе переговоров и работа над «дорожными картами» будет продолжена. Следующая встреча Лукашенко и Путина состоится 20 декабря в Санкт-Петербурге, где пройдут саммиты ЕАЭС и СНГ.
Лукашенко не отказывается от интеграции, но он не доволен условиями, которые выдвигает Россия. В частности, он обвинил Кремль в шантаже
Еще до декабрьских переговоров Александр Лукашенко предупреждал, что не станет подписывать «дорожные карты», если Белоруссия не получит цену на газ на уровне Смоленской области и беспрепятственный доступ своих товаров на рынок РФ. Однако Москва считает, что решение этих вопросов возможно только после повышения уровня интеграции в рамках реализации Договора о создании Союзного государства. Эта позиция была сформулирована премьер-министром Дмитрием Медведевым еще в декабре 2018 года (так называемый ультиматум Медведева). Именно после этого начались переговоры об углубленной интеграции.
Лукашенко считает условия России шантажом. «Я понимаю эти намеки: получите нефть, но давайте разрушайте страну и вступайте в состав России», — говорил он в конце 2018 года. Белорусский лидер не раз выступал и с критикой союза с Россией в целом. «Нам каждый год подсовывают новые условия. И в результате мы постоянно в экономике что-то теряем. Извините, на хрена нужен кому такой союз?» — заявил он 17 ноября 2019-го. Лукашенко не отказывается ни от союза с Россией, ни от самой идеи углубленной интеграции. При этом он постоянно подчеркивает, что независимость — это святое и входить в состав России Белоруссия не собирается.
Белорусский политический аналитик Александр Класковский отмечает, что так называемый ультиматум Медведева вовсе не был жестким. Кроме сценария продвинутой интеграции российский премьер предложил консервативный вариант, когда все остается как есть — просто Белоруссия не получает новых преференций. Но, по его словам, Лукашенко переговоры нужны для того, чтобы добиться от России новых уступок.
«Белорусская экономика как наркоман, у которого без очередной дозы сразу начинается ломка, — заявил эксперт в интервью „Медузе“. — Поэтому Лукашенко, понимая всю опасность углубленной интеграции, которая может привести к поглощению Беларуси, вынужден играть в эту рискованную игру. Он надеется в очередной раз что-то урвать от России и при этом избежать выполнения невыгодных пунктов соглашения. Так уже было в начале 2000-х. Но Москва сделала свои выводы и теперь собирается по половине пряника отламывать по мере того, как Минск будет выполнять эти „дорожные карты“».
СМИ предполагают, что России интеграция нужна для продления полномочий Путина. Большинство белорусов выступают против интеграции
В апреле 2019 года Bloomberg со ссылкой на источник, близкий к российскому руководству, сообщал, что в Кремле рассматривают объединение с Белоруссией как один из возможных вариантов решения проблемы 2024 года. По сведениям издания, создав новое государство с новой конституцией Владимир Путин может обойти ограничение, запрещающее находиться у власти более двух сроков подряд. Эту точку зрения разделяют некоторые российские политики и журналисты. Сам Путин в ходе прямой линии 20 июня заявил, что вопрос об объединении Белоруссии и России в одно государство на сегодняшний день не стоит.
Александр Класковский считает, что поглощение Белоруссии не является самоцелью Кремля. «Да, мы видим по многим симптомам, что имперские инстинкты никуда не делись, поэтому все, что плохо лежит Россия не откажется прибрать к рукам. Но Беларусь — крепкий орешек, — считает эксперт. — Поэтому пока что главная задача — намертво привязать Беларусь к себе, чтобы она и после Лукашенко не ушла на Запад. Можно оставить там красно-зеленый флаг, но при этом сделать, по сути, марионеточным государством».
Часть белорусского общества всерьез обеспокоена переговорами об углубленной интеграции, многие боятся потери независимости и суверенитета. 7 декабря более 800 человек вышли на протесты против интеграции с Россией — акцию «живая цепь» и митинг в защиту независимости. Люди скандировали лозунги «Жыве Беларусь», «Нет аншлюсу» и «Нет российской оккупации». 8 декабря около 700 человек прошли шествием от Октябрьской площади до здания посольства РФ в Минске. Сотрудникам представительства была передана петиция, в которой говорилось, что белорусский народ выступает против интеграции и не собирается признавать никакие соглашения Путина и Лукашенко. Милиция, которая обычно крайне жестко реагирует на несанкционированные акции, протестующим никак не препятствовала. Инициатор митингов, оппозиционный политик Павел Северинец призвал снова выйти на акцию протеста 20 декабря — в день следующей встречи Путина и Лукашенко.
Политолог, координатор общественной кампании в защиту независимости «Свежий ветер» Андрей Егоров в беседе с «Медузой» отметил, что большинство белорусов выступает за сохранение статуса-кво в отношениях с Россией. «За время существования независимой Белоруссии в обществе сложился достаточно ясный консенсус по этому вопросу, — говорит политолог. — Людей в целом устраивает нынешние дружеские взаимоотношения с Россией, но более глубокой формы интеграции они не хотят. Общество опасается, что вместе с интеграцией придут нормы и правила организации жизни в России, которые белорусам не нравятся. Они боятся, что внешнее управление страной ухудшит их жизнь».
Егоров подчеркивает, что противники объединения с Россией вовсе не обязательно при этом выступают за европейскую интеграцию. «В обществе есть сторонники интеграции с ЕС, но их примерно 20-25% и они не обладают значительным политическим влиянием», — отметил он. Однако сторонников вхождения Белоруссии в состав России еще меньше: всего 1,4% по данным независимых исследователей и 7,7% по данным Института социологии НАН Белоруссии.
Игорь Ильяш, Минск