Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Вялая вертикаль. Что мешает «ЕР» на новосибирских выборах

Итоги года во внутренней политике Новосибирской области. Власти игнорируют проблемы крупнейших инвестпроектов, правительство выглядит депутатским придатком, единороссы разобщены и рискуют показать худший результат в истории региона. Министерство региональной политики ни за что не отвечает.

Вялая вертикаль. Что мешает «ЕР» на новосибирских выборах
© Наталья Гредина. Игорь Яковлев

Независимость депутатского корпуса, разобщенность элит, слабое позиционирование правительства, постоянная протестная активность — ни с одной из этих традиционных уже для Новосибирской области проблем (с точки зрения федерального центра, конечно) профильное министерство региональной политики в 2019 году справиться не смогло. Более того, все крупнейшие проекты, на которые поставила исполнительная власть, находятся под постоянным давлением общественников и СМИ. Минрегионполитики сделало вид, что отвечает только за несчастных глав сельских районов. Тайга.инфо продолжает подводить итоги года в новосибирской политике.

Универсальный солдат

Министерству региональной политики в Новосибирской области все время не везет. Едва родившись, оно лишилось родителей — сначала первого министра Андрея Гудовского «перебросили» на ответственную работу в мэрию Новосибирска, потом в отставку отправили губернатора Василия Юрченко, уволился его заместитель Виктор Козодой. С опекунами как-то не задалось: главой региона стал Владимир Городецкий, а новым министром — Михаил Жиганов, пересидевший не одного губернатора и мэра в разных ипостасях. В 2016 году нашли, наконец, приемного отца — Игоря Яковлева. Он руководит министерством уже три года.

Яковлеву 49 лет, он родился в Ангарске Иркутской области, окончил Благовещенское высшее танковое командное Краснознаменное училище (специализация: инженер по эксплуатации бронетанковой и автомобильной техники) и с 1992-й по 2003-й служил в российской армии. После этого его жизнь круто меняется: пара лет в коммерции — и переход на работу чиновником, которую он уже не оставлял, за исключением небольшой паузы. В 2006 году Яковлев стал первым заместителем, а через три года и главой Октябрьского района Новосибирска, попав в кадровую обойму мэра Городецкого. А из этих тесных объятий так просто не вырвешься. Тайге.инфо бывший мэр рассказывал, что не мог назначать на должности людей, если не работал с ними много лет. Так он узнавал Яковлева. Вершина карьеры чиновника в той мэрии — глава администрации Центрального округа (Железнодорожный, Заельцовский и Центральный районы) в 2013–2014 годах.

Своему падению Игорь Яковлев помог сам. Именно тогда он прошел первый по-настоящему серьезный электоральный тест. Возглавляя самую значимую в плане имиджа территорию, где находятся и мэрия, и правительство, он отвечал за выборы и.о. мэра Владимира Знаткова, который боролся с коммунистом Анатолием Локтем. Как рассказывали члены штабы последнего, в Центральном округе административный ресурс пытались применять очень активно, так что пришлось вмешиваться чуть ли не сотрудникам полпредства (которые тоже применяли административный ресурс, только со стороны другого кандидата). Не помогло: в Центральном округе Знатков показал худший результат. Так, в Железнодорожном районе его поддержали всего 34,37% избирателей, в Заельцовском — 34,62%. Это было в марте, а в апреле Игорь Яковлев лишился работы.

Не прошло и года, как он вернулся в команду Городецкого — уже губернатора, его бросили на новое направление — ЖКХ в ранге замминистра. Еще 11 месяцев — и новая задача — министерство региональной политики.

Сын ошибок трудных

При назначении упоминалось, что первоочередной задачей Яковлева станут выборы в Госдуму осенью 2016 года, но его к ним так толком и не подпустили. Министерство постоянно воспринималось как обслуживающий персонал для штабов кандидатов от «Единой России», каждый из которых самостоятельно выстраивал кампанию. Да и трудно представить, чтобы кто-то из них всерьез воспринимал этого чиновника.

На следующий год были довыборы в заксобрание и горсовет, где минрегионполитики смотрелось уже более значимым игроком. Городская кампания прошла тихо, спокойно и предсказуемо. В Калининском районе (округ №14) победил с 61,15% единоросс Игорь Атякшев, которого поддержали Иван Сидоренко (депутат заксобрания) и Андрей Каличенко (депутат Госдумы) из «Энергомонтажа». Эта компания обладает большим влиянием на территории округа и снова смогла без проблем провести своего кандидата в горсовет.

111158 мои три срока на посту мэра были самыми отрадными в развитии новосибирска

На тяжелом округе в Железнодорожном районе все было по-другому. Главными претендентами на мандат депутата заксобрания были коммунист и советник мэра Новосибирска Сергей Клестов и бизнесмен, основатель холдинга «Трансервис» Александр Бойко. Последнего, по информации Тайги.инфо, долго уговаривали в «ЕР» и правительстве пойти на эти выборы под партийным флагом. И уговорили. Только по официальным данным, он потратил на кампанию около 3 млн рублей (на деле же, уверен, это не один десяток миллионов).

Это был провал. 23,8% против 46,8% у Клестова. Команда технологов сработала из рук вон плохо (молодежь и средний класс на участки не привели), в правительстве не помогли (а если и помогли, то лучше бы не помогали), знамя «ЕР» только раздражало избирателей. Поставить на такого кандидата на «железно» коммунистическом округе было очень странно. Да, Бойко много добился в бизнесе, но именно потому он привык командовать, и участие в выборах для него — очень странный процесс. Страшно представить, во сколько ему обошелся каждый голос. Клестову даже не пришлось особенно напрягаться. И ведь нужно было еще умудриться проиграть именно ему. Человек лишен всякой харизмы, энергичности, бесславно ушел из департамента ЖКХ мэрии, да еще и с избирателями не здоровается.

Отдельное, казалось бы, направление — работа с заксобранием. Годами профильные специалисты правительства подсчитывали потенциальные голоса, делили фракции на группы влияния, готовили аналитику при внесении важных вопросов. Скорее всего, они делают это и сейчас, опытных людей в минрегионполитики хватает, но что толку? Мне сложно представить, как глава министерства встречается с депутатами, у многих из которых многомиллионные и миллиардные обороты, и дает установку по голосованию. Кто он для них? В последние годы скорее правительство кажется придатком регионального парламента, чем наоборот. А ведь «выстраивание» депутатского корпуса — это первоочередная задача министерства внутренней политики в любой области.

Новосибирский район и другие неприятности

Даже в «простой» муниципальной повестке не обошлось без проблем. Самый мощный и богатый на скандалы Новосибирский район лихорадит все последние годы. В 2013-м выборы главы района выиграл (тогда еще избирали всенародно) бывший депутат заксобрания и замминистра сельского хозяйства региона Василий Борматов, набрав 51,35%. Из-за больших земельных активов районные власти и главы сельсоветов постоянно конфликтовали. Последние рассчитывали использовать свое право повыгоднее расторговать участки под застройку, администрация Борматова пыталась эти процессы централизовать.

После смены Василия Юрченко на Владимира Городецкого и появления нового министра региональной политики даже подобие порядка испарилось. В 2015-м прямые выборы глав районов отменили, чиновников стали назначать по итогам рассмотрения конкурсной комиссией. В 2018-м адекватного Борматова сочли «чужим», ему предпочли уже другого заместителя министра сельского хозяйства Александра Соболевского, который в принципе не имел опыта участия в публичной политике. А его заместителем сделали антагониста — экс-главу исполкома «ЕР» в регионе Сергея Субботина. Начальник дошел до того, что контролировал время прихода на работу своего подчиненного. Скандалов в районе меньше не стало, и ни к чему хорошему это привести не могло.

Плоды посеянного минрегионполитики хаоса пожали уже через год — проект был признан провалившимся, и Соболевский подал в отставку. Его спешно заменили на бывшего и.о. мэра Бердска Андрея Михайлова. Его, как, кстати, и Яковлева, временно пристраивали на должность замминистра ЖКХ Новосибирской области. Самый мощный экономически район и одновременно ближайший к столице региона вступил в новый цикл аппаратных перестановок.

Ну и еще одно. В предыдущее десятилетие, когда в расцвете были губернатор Виктор Толоконский и легендарный политический менеджер Алексей Беспаликов, экономические и социальные проекты не рассматривались в отрыве от политического контекста. Политика — это все, что происходит в области. Вообще всё. Хоккей — это политика. Культура — это политика. Инвестпроекты — это политика. Строительство — это политика. К сожалению, с угасанием правящего класса в Новосибирске это понимание ушло. Вернитесь, Алексей Акимович, с вами было интересно.

Четвертый мост через Обь, бессмысленный и беспощадный. Он брошен на произвол судьбы — с точки зрения обоснования его необходимости для каждого жителя. Мусорная концессия, за которую именно правительство и несет ответственность? Пусть там сами разгребают, как хотят. Столь нужный городу новый Ледовой дворец спорта и концертная площадка? И более сомнительный Молодежный чемпионат мира со станцией метро (совсем сомнительной), но без которого не построишь ЛДС? Это не проблема внутренней политики. Пусть колошматят в СМИ и соцсетях. Да ведь никто и не хочет еще все это строить. Полный провал. И здесь хозяйственные власти идут ноздря в ноздрю с политическими.

Новый год к нам мчится

И здесь мы подходим к самому главному. Наступает Новый год, но не радует он простых западносибирских единороссов. Осенью 2020-го в Новосибирске будут избирать сразу и заксобрание, и горсовет — это репетиция думской кампании-2021. С чем «ЕР» к ней подходит? Потенциально самый низкий рейтинг в истории (несмотря ни на что, у КПРФ в областном центре результат наверняка будет больше), сразу несколько менеджеров, претендующих на руководство кампанией, «разобранная» вертикаль исполнительной власти — потому что кто и чем здесь вообще управляет?

Осенью первого вице-спикера заксобрания Андрея Панфёрова во главе регионального отделения партии сменил губернатор Андрей Травников. И теперь все становится еще интереснее. Получается, что за результат будет отвечать именно он, а обеспечивать его по статусу должно минрегионполитики, которое еще ни разу не отметилось какими-либо эффективными действиями. Тем более, что участвовать в штабе, судя по всему, будет много статусных политиков, а «козлом отпущения» удобнее всего делать именно правительственное подразделение. Но тогда и главе региона придется расписаться в недееспособности своих подчиненных. Пока все еще делят зоны влияния, но внешнее управление кампанией не за горами.

P. S. Приведем информацию о функциях министерства региональной политики с его официального сайта: «Министерство региональной политики Новосибирской области <…> осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики в сфере содействия развитию местного самоуправления, общественно-политических отношений, этноконфессиональных связей и казачества, развития институтов гражданского общества, молодежной политики». Ну, может, хоть с казаками все хорошо.

Евгений Мездриков