Дата
Автор
Григорий Машанов
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Борьба с коррупцией устарела. Каким должен быть новый закон?


Президент Медеведев и премьер Путин, 25 декабря 2008 года. Фото: /Mikhail Klimentyev / Kremlin / Reuters

В ноябре Конституционный суд в качестве «особой правовой меры» признал конституционными нормы, на основании которых было изъято и обращено в доход государства имущество семьи полковника Захарченко на несколько миллиардов рублей. Это решение вызвало широкий общественный резонанс, однако на самом деле ничего нового в нем не было: практику изъятия Конституционный суд нарабатывал уже несколько лет, с момента вступления в силу закона о контроле за соответствием расходов чиновников их доходам. Ажиотаж и громкие заголовки «КС разрешил конфисковать имущество родных коррупционеров» – не первый и не последний случай рассинхронизации российского общества с антикоррупционным правоприменением. Государство борется с коррупцией уже 11 лет, но, к сожалению, страна очень смутно представляет, какие методы борьбы с коррупцией у нее есть – если оставить за скобками уголовные дела за взятки, да еще, пожалуй, обязанность должностных лиц декларировать доходы и имущество. К уголовным делам против губернаторов и региональных министров, как и к сопровождающим их информационным кампаниям, россияне давно привыкли. Про обязанность должностных лиц декларировать доходы и имущество журналисты и рядовые граждане вспоминают раз в год, когда после очередной декларационной кампании как грибы после дождя выходят листинги самых богатых чиновников того или иного региона.

Революционный для своего времени закон о противодействии коррупции подписал президент Дмитрий Медведев 25 декабря 2008 года, а 10 января 2009 года он вступил в силу. Да, нормативные акты, посвященные борьбе с коррупцией, издавались и раньше (например, знаменитый ельцинский указ 1992 года). Но никогда до этого в России не принимали закон, призванный системно очертить границы национальной антикоррупционной политики. Во-первых, в нем появилось само понятие коррупции: любое злоупотребление властью для имущественной выгоды вопреки законным интересам общества и государства. До этого в стране никто толком не понимал, с чем, собственно, нужно вести борьбу, а ведь уже в 1990-е мир пришел к выводу, что коррупция намного шире, чем взяточничество и казнокрадство. Это и ситуации конфликта интересов, и злоупотребление полномочиями, и блат.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.