Дата
Автор
Даниил Жайворонок
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Рождение политики идентичности из краха радикальных утопий. О том, как политическое воображение изменилось за последние 30 лет


Фото: Unsplash.com

Под политикой идентичности, как правило, понимают борьбу отдельных групп за общественное признание и защиту своих прав. Эти группы формируются по какому-то заданному признаку или набору признаков: гендер, сексуальность, вероисповедание, этничность, возраст, состояние здоровья, внешность, потребительские практики. Еще одной особенностью является то, что сами эти признаки трактуются как основанные на определенном опыте угнетения. «Травма определяет гендерную идентичность», – пишет Марта Махоуни, подразумевая при этом, что для феминизма политики идентичности (а существуют и другие феминизмы) быть женщиной означает прежде всего быть угнетенной сексизмом и патриархатом, в то время как быть мужчиной означает осуществлять свою власть в отношении женщин. То есть само понимание гендерных идентичностей сводится к довольно редукционистски представленным отношениям власти, в которых можно быть либо угнетенной, либо угнетателем, без каких бы то ни было полутонов и переходов. Таким образом, здесь всегда идет речь о стабильном разделении ролей между жертвами и насильниками. Поскольку при этом речь всегда идет о ситуации конкретных групп, то и предъявляемые в этой логике требования носят, как правило, партикулярный, а не универсальный характер, то есть они касаются вопросов, связанных не с общественно-политическим устройством в целом, а с заботой о правах отдельных групп.

В США о политике идентичности как об отдельном феномене начали говорить в конце 1980-х, то есть чуть более 30 лет назад. И за это время она стала одной из центральных осей в формировании политических дискурсов и воображения, причем не только на Западе, но и в глобальном масштабе. Сегодня вокруг этого понятия и его оценки ведутся многочисленные споры, политика идентичности критикуется, отстаивается, ей ищут альтернативы, в ней видят угрозу и одновременно надежду на прогрессивные перемены в обществе. В данном же тексте предлагается рассмотреть историю и контекст возникновения этого феномена, составить его критическую генеалогию, которая поможет лучше разобраться в его устройстве и производимых им эффектах. А заодно понять политику идентичности не как логически обусловленную и исторически неизбежную, но как до некоторой степени случайный результат столкновения различных обстоятельств и сил.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.