Клон Обамы, гей, ветеран Афганистана: есть ли шансы против Трампа у новой звезды Демпартии
Самый первый этап кампании Демпартии США по выдвижению кандидата, которому уже в ноябре предстоит сразиться с Дональдом Трампом, дал неожиданный результат: предварительные выборы в Айове выиграл мэр небольшого городка, открытый гей Пит Буттиджич, опередивший бывшего вице-президента Джо Байдена, считавшегося фаворитом. The Bell объясняет, кто он такой и стоит ли присматриваться к нему как к будущему президенту США.
Кто такой Пит Буттиджич
Буттиджич выглядит как функциональный клон Барака Обамы образца 2008 года, начавшего свой путь к президентству с той же Айовы, отмечает The Washington Post. Он такой же образованный и молодой представитель некогда угнетаемого меньшинства, способный одновременно понравиться большинству и провести радикальные реформы. Но это рецепт двенадцатилетней давности, а политический ландшафт США при Трампе совсем не тот, что при Буше-младшем.
В случае победы мэр города Саут-Бенд станет самым молодым президентом США — ему всего 38 лет — и первым открытым геем в должности. Обама в 2008 году был заметно старше (47 лет).
В его послужном списке — обучение в Гарварде и работа в консалтинговой компании McKinsey. С 2011 года — мэр своего родного города Саут-Бенд в Индиане, одного из депрессивных бывших центров автопромышленности США. На посту мэра он боролся с коррупцией и успешно модернизировал Саут-Бенд, превратив, в частности, бывший завод «Студебеккер» в технопарк. В 2014 году Буттиджич, состоявший в резерве военной разведки ВМФ США, был призван на службу, взял отпуск в мэрии и семь месяцев отслужил в Афганистане, где занимался расследованием махинаций местных властей и финансовых потоков террористических группировок.
Недоброжелатели отмечали, что командировка Буттиджича совпала с самым громким скандалом за все время его мэрства — перед отъездом он уволил популярного в городе чернокожего начальника полиции за то, что тот тайно записывал разговоры своих белых подчиненных, которые были замечены в расистских разговорах.
Президентскую кампанию Буттиджич ведет прежде всего против Берни Сандерса и Джо Байдена, упирая на необходимость смены поколений в политике (Сандерсу 78 лет, Байдену — 77, Трампу — 73). Впрочем, реальных отличий в их программах не так много. Экс-мэр выступает, например, за повышение налогов для богатых, реформу выборной системы США, Верховного суда и всестороннюю поддержку негородских жителей.
Главный вопрос кампании выдвижения у демократов — выбор между объединяющим кандидатом типа Буттиджича, способным устроить большинство населения, но обладающим слабым ядерным электоратом, и радикальным кандидатом типа Сандерса — с сильным и лояльным электоратом, но риском поляризовать и отпугнуть часть избирателей, отмечает The Wahington Post.
Кроме Буттиджича на нишу умеренного демократического кандидата претендуют как минимум тот же Байден (занявший в Айове только четвертое место) и сенатор Эми Клобушар (пятое место). Против самого молодого кандидата работает и то, что он «слишком белый», и его нетрадиционная ориентация. Если в белой Айове это нормально, то в южных штатах может ему сильно помешать.
Что дальше
Начало кампании по выдвижению кандидатов в президенты США получилось крайне неудачным и для Демпартии (над чем не преминул посмеяться Трамп), и для считавшегося фаворитом Байдена. Но и первая победа Буттиджича легко может остаться не более чем сноской в истории выборов.
По мнению WP, реальные шансы Буттиджича невелики. Кандидату без опыта работы на федеральном уровне предстоит каким-то образом консолидировать сторонников Байдена и Клобушар, переманить часть сторонников «радикальных» кандидатов Сандерса и Элизабет Уоррен и при этом удержаться на равных с миллиардером и мэром Нью-Йорка Майклом Блумбергом. Блумберг еще даже не вступил в гонку, сознательно пропуская февральские праймериз.
Агрегатор политических прогнозов Fivethirtyeight после праймериз в Айове отдает победу в номинации от Демпартии Сандерсу с вероятностью 49%. Байден на втором месте с 17%. Буттиджич — на пятом с 3%.
Следующие праймериз в США состоятся в Нью-Гемпшире 11 февраля, а определяющий день наступит в «супервторник» 3 марта, когда праймериз пройдут сразу в 14 штатах.
Говорить о шансах на итоговую номинацию пока можно только теоретически. Однако судьбу выборов 2016 года, как выяснилось в итоге, определили именно первые кокусы в Айове: тогда Хиллари Клинтон, проигравшая Трампу, обошла Сандерса всего на 0,2%.
Почему это важно
От того, переизберется ли Дональд Трамп, с которым Кремль за четыре года научился находить общий язык, будет зависеть едва ли не вся российская внешняя политика в турбулентный период с 2020 по 2024 год. Букмекеры пока считают, что у Трампа высокие шансы на переизбрание.