Дата
Автор
Republic
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Мусульмане должны подняться с пола и занять место за общим столом»


16 октября 2020 года 18-летний джихадист зверски убил в пригороде Парижа школьного учителя истории и географии Самюэля Пати. В начале месяца Пати в рамках урока, посвященного свободе слова, показал классу карикатурное изображение пророка Мухаммеда (при этом предложив ученикам, чувства которых могут быть этим задеты, на время покинуть класс). После убийства террорист опубликовал в «Твиттере» обращение к «вождю неверных» (президенту Франции Эмманюэлю Макрону), в котором сообщил, что учитель «казнен за оскорбление Пророка». В субботу лидер Чечни Рамзан Кадыров осудил убийство, отметив при этом, «что французское общество часто путает демократизм с вседозволенностью и демонстрацией непозволительного отношения к исламским ценностям». Предлагаем вашему вниманию наш архивный текст от февраля 2020 года – о том, почему интеграция мусульман в европейское общество происходит так сложно, а базовые ценности либерализма по-прежнему неприемлемы для многих последователей ислама.

Фото: pxhere.com

«Общий стол» – ключевая метафора бестселлера немецкого социолога Аладина Эль-Мафаалани «Парадокс интеграции. Почему успешная адаптация мигрантов приводит к новым конфликтам» (по-русски книга вышла в феврале в издательстве Новое литературное обозрение). Автор последовательно проводит эту метафору для описания процессов интеграции «чужаков» в современном открытом обществе:

Мигранты первого поколения обычно скромны, прилежны и не претендуют на равное с коренным населением место и участие… Сидят они обычно не за общим столом, а на полу или за отдельным столиком. Они радуются, что вообще могут тут находиться, и в общем никаких претензий не предъявляют… Их дети начинают усаживаться за стол, они во многом уже интегрированы: говорят по-немецки, другой родины, кроме Германии, у них нет, и они уже считают себя частью целого.

Неважно, как мы трактуем понятие «интеграция», в данном случае она происходит. И именно из-за этого повышается конфликтный потенциал. Потому что народу за столом стало больше и каждому хочется занять место получше, получить от общего пирога кусок пожирнее…

Внуки идут еще дальше. Просто сидеть за общим столом и получать кусок от пирога им уже недостаточно. Они хотят участвовать в решении, какой пирог подавать на стол. И они хотят менять правила поведения за столом, которые были приняты задолго до их рождения…

Книга Эль-Мафаалани, профессора социологии Университета Оснабрюка, написана в основном на материале Германии, но автор привлекает также примеры из самых разных стран и регионов – от Канады до Восточной Европы. Он категорически не согласен с тем, что западные общества «трещат по швам», капитулируя под напором чуждых культур и норм поведения (эту идею особенно часто выдвигают на крайне правом политическом фланге); Эль-Мафаалани с оптимизмом смотрит в будущее, считая конфликты и трения не признаком кризиса, и даже не неизбежной «болезнью роста», а эффективным мотором интеграции. Цитата из авторского предисловия:

Расколотость означает, что некогда единое теперь разорвано. Но ведь прежде общество было гораздо более расколотым. Границы, разделяющие людей по гендерному признаку, цвету кожи, происхождению, стираются. Сегодня мы ведем дискуссии о том, есть ли вообще смысл в таком делении. То есть речь, без сомнения, идет о сращивании. Раскол же в обществе проходит по линии: в том или ином направлении движется сращивание. Это безусловно серьезный вопрос, но совершенно иного толка.

Впрочем, конфликты вокруг адаптации новых мигрантов – лишь одна из линий напряжения. Есть семьи и общины, которые на протяжении поколений культивируют «отдельность» и «особость», ставя под сомнение ключевые нормы общества, в котором живут, и сопротивляясь интеграции. Это касается в том числе некоторой части мусульманской диаспоры в Европе. По мнению автора книги, эта позиция во многом вынужденная и представляет собой лишь ответ на последовательную дискриминацию.

С любезного разрешения издательства публикуем с незначительными сокращениями главу «Ислам в открытом обществе», в которой обсуждается эта взрывоопасная тема.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.