Дата
Автор
Сергей Михайлов
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Вести с далекого фронта. Как надо проводить контртеррористические интервенции


Радикальный политический ислам, как и все революционные движения, которые знало человечество на протяжении своей долгой истории, отвергает существующий порядок и переходит в наступление везде, где предоставляется возможность. У него нет союзников. Все государства мира, от развитых и демократических до отсталых и авторитарных, чувствуют эту угрозу и стараются ей сопротивляться. Когда в 2014 году на границе Сирии и Ирака было провозглашено Исламское государство (ИГИЛ, запрещено в России), на борьбу с ним официально поднялись все ближние и дальние соседи (неофициально оно могло кем-то поддерживаться по неправительственным каналам).

Но это восстание с целью создания халифата как царства справедливости, подобно похожим революционным движениям прошлого, обладало огромной притягательной силой. Молодые люди, не только из бедных мусульманских стран, но и из вполне благополучных, светских и европейских, стремились пробраться на территорию Исламского государства и встретить там рождение нового мира. Их не отпугивали насилие и лишения, их счет шел на десятки тысяч. Некоторые приезжали семьями.

Было бы ошибкой полагать, что радикальный ислам олицетворяют только мрачные фанатики, собирающие в подвале самодельную бомбу, или одинокий террорист, бросающийся с ножом на случайных прохожих, или даже компания бородатых воинов, разъезжающих на джипе и размахивающих «калашниковым». Современное государство способно одержать над ними локальную победу, и, несомненно, военные и полицейские меры необходимы. Но важно помнить, что мы имеем дело с идеологией, взывающей к такой древней мечте человечества, как справедливое мироустройство. Ее потенциальной аудиторией являются 1,8 млрд мусульман, многие из которых молоды, живут в нищете и бесправии. Проповедь радикального ислама падает на благодатную почву.

Новости о террористических атаках из таких неустойчивых стран, как Афганистан, Ирак или Сомали, стали привычными. Между тем есть и другие зоны нестабильности, где ситуация начинает обостряться. Одна из них – Западная Африка.

Как все начиналось

Как и множество африканских государств, Мали представляет собой несколько искусственное образование, границы которого проведены старыми колониальными администрациями без учета территорий обитания местных народов. Малонаселенный север Мали, примерно две ее трети, расположен в Сахаре, где исторически жили племена туарегов. Относительно более развитый юг со столицей Бамако принадлежал народам черной Африки, представители которых в недолгой истории независимости страны всегда находились у власти. Этническое напряжение между пустынным и воинственным севером и оседлым и миролюбивым югом существовало всегда. Несмотря на то что 90% населения страны было мусульманским, различия в толковании и практике ислама оставались значительными. Мали так и не удалось достичь национального единства.

Глубина проблемы хорошо видна на примере школ. Новые независимые африканские государства часто стремились дистанцироваться от бывшей метрополии и искали свои особенные пути. Однако модель Франции в системе национального образования, как всеобщего и светского, обычно не подвергалась сомнению. Со временем, тем не менее, государственные школы остались в Мали только на юге, а на севере их заменили классы с преподаванием Корана. Дело не в том, что эти школы приносят непременно вред, но в степени утраты правительством контроля за частью страны.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.