Дата
Автор
Петр Мироненко
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Месяц с коронавирусом: первые экономические итоги эпидемии

С момента, когда китайский коронавирус оказался на главных страницах всех новостных сайтов в мире, прошел ровно месяц. За это время развитие эпидемии в Китае удалось притормозить, зато в последние дни стало расти число зараженных в других странах, в которых формируются отдельные очаги, связанные с Китаем. Прямые потери для российской экономики пока исчисляются миллиардами рублей, но итоговые цифры будут значительно выше.

Как развивается эпидемия

К вечеру пятницы официальные цифры были таковы: 76 600 заболевших и 2247 умерших, из них только 11 вне Китая.

Темпы роста числа заболевших в Китае снижаются, зато за последние дни резко выросло число зараженных в других азиатских странах: в Южной Корее оно сегодня увеличилось сразу вдвое, до 200 человек; в Японии заболевших пока 94, но власти обеспокоены тем, что вирус появляется в самых разных регионах страны, заболевшие друг с другом никак не связаны и установить источник заражения пока не получается.

Отдельное беспокойство у Всемирной организации здравоохранения вызвало появление вируса в Иране, где за последние два дня заболели 18 и умерли 4 человека. Заболевшие в Иране никак не были связаны с Китаем: болезнь в Иран завезли из Канады и Ливана. В Северной Италии сегодня были диагностированы 16 новых случаев — и как минимум часть пациентов никогда не были в Китае и заразились в Италии. Гендиректор ВОЗ Тедрос Адханом Гебрейесус назвал появление новых очагов опасным и предупредил, что окно возможностей для сдерживания вируса сужается. Всего за пределами Китая — 1200 заболевших, но около двух третей случаев могут быть не диагностированы.

В России пока было зафиксировано только два случая заболевания коронавирусом.

Потери России

Единственная официальная оценка потерь России от коронавируса в цифрах пока прозвучала от министра финансов Антона Силуанова со ссылкой на таможню — 1 млрд рублей в день на падении товарооборота с Китаем. Очевидно, что это только часть потерь, и не самая большая. Последствия для России определяются по трем каналам — эффектом на розничную торговлю и транспорт (через снижение числа китайских туристов), эффектом на производство и эффектом на конъюнктуру сырьевых рынков, говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. В цифрах пока свои потери оценили только туроператоры — по последним данным их ассоциации, в феврале-марте из-за отсутствия китайских туристов они потеряют 3 млрд рублей.

Оценить эффекты для российской экономики сложно, потому что февральской статистики пока нет, говорит Орлова. Но пока складывается ощущение, что ситуация серьезнее, чем представлялось изначально: число заболевших и смертность оказались выше ожиданий, а экономические последствия могут продлиться дольше. Производство и транспорт могут пострадать больше всех, так как на них напрямую влияют административные меры борьбы с распространением вируса — ограничения на транзит грузов и запрет на въезд граждан Китая, считает экономист.

Мировой индекс цен на сырьевые товары, который рассчитывает японская Nikkei, после падения на панике из-за коронавируса и дальнейшего отскока сейчас находится на тех же значениях, что и в начале января. Но аналитики Goldman Sachs сегодня предупредили, что инвесторам следует ожидать нового падения цен на сырье, а эпидемия стала «самым серьезным подрывающим рынок событием со времен кризиса 2008–2009 годов».

Цены на нефть все еще далеки от значений середины января, когда цена барреля Brent доходила до $70, но уже выше, чем на пике падения в начале февраля. В среду и четверг нефть почти пробила отметку $60, но удержаться не смогла: сегодня баррель Brent подешевел на 1,5% и стоит $58,5. «Что касается мировых рынков, то, возможно, ОПЕК и геополитические факторы смогут отчасти купировать негативные последствия снижения спроса в Китае», — предполагает Наталия Орлова. Но помешать экспортерам нефти сбалансировать рынок может развал партнерства между Россией и Саудовской Аравией, о возможности которого сегодня написала WSJ.

Экономисты Citi в начале февраля оценивали потери России от эпидемии в 0,28 процентных пункта роста ВВП — прежде всего из-за падения цен на нефть и экспорта в Китай. Официальный прогноз правительства на 2020 год — рост на 1,9%.

Что с экономикой Китая

Китайские власти пока еще только готовят первое объявление о переоценке прогноза роста ВВП на первый квартал. Бывший глава китайского правительственного Общества экономических реформ Сяоу Сун 15 февраля предположил, что квартальный прогноз роста ВВП будет снижен вдвое — с 6% до 3%, а годовой прогноз — с 6% до 5%. В Morgan Stanley считают, что при худшем сценарии ВВП Китая в первом квартале упадет на 3,5%. В таком случае только за этот период китайская экономика недосчитается $100 млрд.

Главный ущерб для экономики Китая коронавирус наносит из-за простоя производства. Сначала властям пришлось продлить новогодние каникулы на 11 дней, до 10 февраля. Но и спустя неделю после возобновления производства его объемы выросли лишь до 30–50% от обычных. К концу февраля, по оценке Morgan Stanley, эта цифра достигнет 60–80%. На время праздников китайцы традиционно отправляются в родные города и деревни — и на этот раз, как подсчитал инвестбанк Nomura на основе данных «китайского Google» Baidu, к концу первой недели после праздников в большие города вернулось на 75% меньше людей, чем обычно. Значительную часть тех, кто все-таки возвращается, помещают на двухнедельный карантин.

Даже больше, чем по крупному бизнесу, ограничения на передвижение людей ударили по малому — по данным опроса 1500 небольших компаний, 31% их владельцев ожидают падения годовой выручки более чем на 50%, еще 27% — от 20 до 50%, при этом у 40% небольших компаний запаса наличных хватит всего на месяц. Среди крупных глобальных компаний, которые уже предупредили инвесторов об ухудшении показателей из-за коронавируса, — Alibaba, Apple, Adidas, транспортная компания Maersk, Air France—KLM и Procter&Gamble. Очевидно, что пострадают все производители электроники: мировые поставки смартфонов, ноутбуков и умных часов в первом квартале 2020 года упадут на 10–16%.

В выигрыше, как и во время эпидемии атипичной пневмонии 2002–2003 года, — онлайн-сервисы. По данным Nomura, в новогодние каникулы 2020 года китайцы провели в смартфонах на 20% больше времени, чем в 2019-м (среднемесячный рост до этого составлял 8–9%). Время, проведенное во флагманской многопользовательской игре холдинга Tencent, Honour of Kings, выросло на 69%, а капитализация Tencent с начала февраля на фоне падения рынка выросла на 7,5%. Время, проведенное пользователями в TikTok, выросло на 102%, в конкурирующем сервисе Kuaishou — на 98%, в аналоге Twitter, Weibo, — на 31%, в аналоге WhatsApp, WeChat, — на 15%. На 60–90% выросли показатели приложений — мобильных офисов.

Что мне с этого?

Главное прямое последствие эпидемии для россиян пока — ослабление рубля к доллару, причем не только из-за падения цен на нефть, но и из-за укрепления американской валюты, которая дорожает как защитный актив вместе с золотом. С середины января рубль подешевел к доллару на 5%, или на 3 рубля. На следующей неделе американская валюта может совершить новый скачок — долларовый индекс ICE, за которым следят инвесторы, колеблется на уровне 99, и при достижении 100 у инвесторов на валютном рынке автоматически включатся сигналы на покупку.