Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Немцов, каким он был, каким я его помню…


Я, признаться, не очень люблю вспоминать Немцова на людях. Мне все время кажется, что я сейчас начну что-то рассказывать, а он как гаркнет в спину: «Может, хватит уже, а!? Вот, помру, тогда и будешь байки травить». И тогда мне придется повернуться и сказать: «Так, ты уже помер, дружище, чего еще ждать-то»?

Более или менее регулярно общаться мы начали с осени 1998 года. На похороны Галины Старовойтовой я, будучи тогда обозревателем журнала «Итоги», прилетел на частном самолете вместе с несколькими другими журналистами. Поездку организовала команда Бориса Немцова. Это было непростое для него время – страна только что пережила дефолт, а сам он ушел в отставку с поста вице-премьера российского правительства. Еще на пути в Питер я попросил у него интервью. Немцов согласился, но предложил поговорить вечером, когда полетим обратно. И вот мы сидим в самолете, общаемся, я задаю вопросы, он отвечает. Чего-то жуем, курим, выпиваем. И тут у меня вывалилась из пепельницы горящая сигарета, а заметил я это, только когда откуда-то снизу повалил довольно густой дым… Немцов тогда сказал: «Знаешь, мне, в принципе, по барабану – это самолет Чубайса. Но, если ты спалишь самолет Чубайса, он тебя точно уроет»… Все в тот раз закончилось хорошо.

Надо сказать, что за время жизни в Москве Немцов бросал курить несколько раз. Но, в те месяцы, когда он якобы не курил, он все равно курил. Борис Немцов придерживался следующего принципа. Он говорил: «Главное – не покупать сигареты. Если ты не покупаешь сигареты, это означает, что ты и не куришь. А чужие сигареты курить можно, это не считается. Поэтому, когда мы куда-то ехали в то время, когда он был в “завязке”, Немцов первым делом спрашивал: “Ты сигареты не забыл”?

В поездках за Немцовым было крайне интересно наблюдать. Я не знал и не знаю другого такого человека, который умел бы в кратчайшее время налаживать с людьми столь доверительные отношения. Вот его только представили, а вот он уже разговаривает с человеком, как будто знает его десять лет. Причем социальное положение собеседника не имело никакого значения. Это мог быть самый влиятельный и богатый в регионе бизнесмен, или местный губернатор, или рабочий у станка – Немцов всегда находил верный тон, точную интонацию, безошибочно и молниеносно подбирал слова из соответствующего лексикона.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.