Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Нечаянная правда. Как советская литература опровергала социалистическую политэкономию


Алексей Кокель, «Колхозный базар», 1934. Этот гигантский (4х3 м) гимн изобилию был написан в разгар страшного голода на Украине. Художник, работавший в Харькове, не мог не знать о Голодоморе

Фото: Wikimedia Commons

Когда в перестройку появились первые публикации, разоблачающие сталинизм, мои представления о той эпохе изменились довольно мало. Причем не потому, что я раньше читал самиздат и все уже знал оттуда: на самом деле в брежневские годы мне в руки ничего нелегального практически не попадало. Но был в СССР писатель – совершенно легальный, – после романов которого ты представлял общую атмосферу сталинских лет, пожалуй, лучше, чем после «Архипелага ГУЛАГа» или «Крутого маршрута». Писатель этот – Федор Абрамов.

В этом году Федору Александровичу исполнилось бы сто лет. Но он давно скончался – в 1983 году. Даже не дожил до перестройки. О юбилее Абрамова сейчас почти не вспоминают. Как и обо всей той советской культуре, что была настоящей, в отличие от советского официоза (Михалковы-Бондарчуки), популярного и по сей день.

Культура эта состояла из городских интеллектуалов (Юрий Трифонов – Булат Окуджава – Борис Васильев), ярких «деревенщиков» (Федор Абрамов – Виктор Астафьев) и представителей «национальных окраин» (Василь Быков – Чингиз Айтматов – Энн Ветемаа). Все эти авторы были разные. Кто-то по современным стандартам склонялся к либерализму, кто-то – к патриотизму. Но объединяло этих авторов то, что были они Настоящими. Они знали, что хотят сказать, и говорили это так или иначе, несмотря на жесткие цензурные ограничения.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.