ЦБ сохранил ключевую ставку на уровне 6%
Банк России сегодня сохранил ключевую ставку на уровне 6%. Решение совпало с ожиданиями аналитиков.
Что случилось?
ЦБ признал существенное расхождение происходящего на рынках с базовым сценарием: это связано с «распространением эпидемии коронавируса и резким снижением цен на нефть». Но обвал рубля и инфляционные риски не перевесили для ЦБ перспективы экономического спада. Вот как регулятор обосновал свое решение о сохранении ставки:
- Ослабление рубля — «временный проинфляционный фактор»: «в 2020 году инфляция может временно превысить целевой уровень, затем ожидается ее возвращение к 4% в 2021 году».
- Сдерживать инфляцию будет внутренний и внешний спрос в контексте замедления мировой экономики.
- Решение принималось с учетом «антивирусного» пакета мер правительства и ЦБ.
- Дальнейшие решения по ставке будут зависеть от фактической и ожидаемой динамики инфляции, развития экономики, а также оценки рисков «со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков».
- Следующее заседание по ставке состоится 24 апреля.
Реакция рынка
Рубль отреагировал на решение ЦБ оставить ставку неизменной небольшим ростом, но затем снова стал падать. На 13.40 доллар стоил 78,58 рубля (-0,58 рубля), евро — 84,4 рубля (-0,31 рубля).
Решение ЦБ совпало с прогнозами рынка, сделанными до обвала рубля в среду, когда курс доллара впервые за четыре года превысил 80 рублей. Большинство аналитиков ждали, что ЦБ оставит ставку на прежнем уровне — 6% — после шести последовательных повышений. Перед решением ЦБ эксперты в основном придерживались той же позиции: сохранения ставки ожидали 36 из 37 аналитиков, опрошенных Bloomberg, и 15 из 16 в опросе ТАСС.
Читайте также ЦБ будет спасать рубль или российскую экономику
Повышение ставки в текущих условиях было бы «капитуляцией», говорил руководитель операций на валютном и денежном рынках Металлинвестбанка Сергей Романчук: «Это только усугубит экономический кризис, причиной которого является объективная реальность, связанная с коронавирусом».
В четверг ЦБ для поддержки рубля начал продавать валюту из ФНБ в привязке к цене нефти Urals.
Случившийся обвал цен на нефть соответствует рисковому сценарию ЦБ (нефть по $25 за баррель в 2020 году и $30–35 в последующие два года при существенном замедлении мировой экономики). Доллар выше 80 рублей при нефти по $26 за баррель называли условием возможного повышения ставки аналитики Citi, Nordea и Газпромбанка.
Аргументы в пользу дальнейшего снижения ставки тоже были. Всерьез рассматривавший такой вариант Альфа-банк указывал, что в этом случае ЦБ признает ограниченность монетарных мер, зато у экономики появится шанс не упасть в рецессию за счет бюджетных вливаний. Аналитик Rabobank Петр Матис говорил Bloomberg, что Набиуллина будет выбирать между рублем и рецессией в экономике и предпочтет поддержать экономику, снизив ставку до 5,5%.
Об этом говорят
Итоговое решение ЦБ эксперты называют ожидаемым и адекватным.
«Это было совершенно ожидаемое решение, и это важно: ЦБ отреагировал согласно ожиданиям рынка, что должно стать залогом стабилизации настроений, — говорит Наталия Орлова, главный экономист Альфа-банка. Второе, что мы видим из релиза регулятора, это то, что риски финансовой стабильности его заботят больше инфляционных рисков: последние он считает временным, а реагировать на краткосрочный фактор повышением ставок неоправданно. И третье: в релизе отмечается, что инфляция в 2020 году может превысить 4%, что выглядит очень осторожно. Если в последующие месяцы ситуация будет развиваться оптимистично, то можно надеяться даже на дальнейшее снижение ставки".
«Такой шаг ЦБ адекватен происходящему, — считает Евгений Надоршин, главный экономист «ПФ Капитал». — Слишком велика неопределенность в мире, и по моему мнению, и ФРС, и Банк Англии совершили ошибку, стремительно снизив ставки, — это не решит проблемы, с которыми столкнулась экономика, к тому же снижение ставок произошло скорее по рефлексу, как привычная мера реагирования. Если относиться к коронавирусу как к временному явлению, как большинство все-таки и считает, то необходимости и повышать, и понижать ставку нет. В первую очередь, на что должны быть направлены усилия и российского ЦБ, и банков по всему миру, это обеспечение бизнеса каналами денежной трансмиссии, чего пока нет».
«Решение было ожидаемым. ЦБ сейчас озабочен больше ситуацией с коронавирусом и влиянием ее на экономику, а не ослаблением рубля: последнее считается временным фактором, и реагировать на него подъемом ставки неправильно, — говорит Сергей Романчук, руководитель операций на валютном и денежном рынке Металлинвестбанка,
президент ACI Russia. — ЦБ может анонсировать дополнительные меры, аналогичные тем, что были приняты в 2014–2015 годах: упрощение доступа к ликвидности, меры по недопущению кредитного кризиса среди населения, например, с помощью требования не повышать ипотечные ставки. Думаю, когда ситуация успокоится, Центробанк снова вернется к снижению ставки».
Что дальше?
Сегодня в 15.00 состоится пресс-конференция председателя ЦБ Эльвиры Набиуллиной, от которой ожидают развернутого комментария по поводу решения ЦБ.
Рынок сейчас ждет от Набиуллиной некой структуризации тех инструментов, которыми сейчас обладает регулятор, и обозначения потенциала усиления стимулирующих мер, говорит Наталия Орлова.
После решения о ставке ЦБ тут же опубликовал пакет мер поддержки экономики и россиян «в условиях пандемии коронавируса».
Читайте также ЦБ анонсировал льготную реструктуризацию для заразившихся коронавирусом
Узнайте больше
31 марта BellClub проведет онлайн-конференцию: что будет с российской экономикой в связи с пандемией и нефтяным шоком.
В ней примут участие:
- Сергей Романчук (Металлинвестбанк)
- Наталия Орлова (Альфа-банк)
- Игорь Даниленко (Fosun Eurasia Capital)
- Марсель Салихов (Институт энергетики и финансов НИУ ВШЭ).
Присоединяйтесь! Зарегистрироваться можете здесь.