Путин пообещал помощь малому бизнесу и населению. Государство заплатит мало, часть расходов придется взять богатым и среднему классу
Владимир Путин в обращении к гражданам России объявил о запуске масштабной программы поддержки бизнеса, который пострадает от надвигающейся эпидемии коронавируса в стране. Это нужно, чтобы избежать резкого роста безработицы при закрытии бизнеса, пояснил президент. Населению пока обещан более скромный пакет помощи, ее получат не все нуждающиеся и пострадавшие. При этом часть затрат оплатит не государство, которое за последние годы накопило большие резервы, а богатые граждане и средний класс: они заплатят новый налог с доходов от крупных вкладов и ценных бумаг. В числе плательщиков налога, вероятно, окажутся и сами владельцы малого и среднего бизнеса, которым обещал помочь Путин.
Что обещал Путин?
Больше всего получат организации из наиболее пострадавших отраслей.
Кто попадет в список?
Пока точно неизвестно. Путин поручил правительству «мониторить ситуацию» и уточнять пострадавшие отрасли. Пока чиновники и государственные банкиры называют такие отрасли.
Транспорт, гостиничная и торговая недвижимость, сфера услуг, производство строительных материалов, розничная и оптовая торговля товарами выборочного спроса, образование, спорт, деятельность учреждений культуры и искусства (список Сбербанка).
Туроператоры и производители лекарств (заявление Центробанка).
Организации культуры и спорта (поручение премьера Михаила Мишустина).
Им положены не только льготы от правительства, но и полугодовой мораторий на подачу исков в суд от их кредиторов. Если следовать обращению президента буквально, это означает, что рестораны, фитнес-клубы, парикмахерские получат «каникулы» на выплаты не только банкам, но и своим поставщикам и арендодателям. Однако, возможно, Путин имел в виду только задолженность предприятий по кредитам. При этом президент не сообщил, как именно будет введена эта мера и кто оплатит потери банков, поставщиков и владельцев недвижимости. Между тем многие из поставщиков могут за полгода обанкротиться (это касается в том числе малых и средних предприятий, занимающихся оптовой торговлей).
Всем предприятиям малого и среднего бизнеса (причем не только из списка «особо пострадавших») правительство обеспечит «каникулы» на полгода по уплате налогов, а микропредприятиям — и на уплату социальных взносов.
Для всех предприятий малого и среднего бизнеса будет (причем не только на время эпидемии) сокращена ставка социальных взносов с зарплат сотрудников (идут в Пенсионный фонд, на медицинское страхование, на выплату пособий по безработице и т. д.). Когда парламент утвердит нововведение, предприятия будут платить взносы по ставке 15% вместо с нынешних 30%, но не со всей зарплаты сотрудника, а только с части, которая превышает МРОТ (сейчас это чуть более 12 тысяч рублей).
Помогут только бизнесу?
Семьи, уже участвующие в системе материнского капитала, в ближайшие три месяца получат дополнительно 15 тысяч на каждого ребенка младше трех лет. В конце 2019 года в России было чуть более 120 тысяч таких семей. Между тем как раз через три месяца, когда закончатся экстренные выплаты, численность получателей материнского капитала начнет расти. В послании парламенту в январе Путин поручил к 1 июля подключить к этому семьи с первенцами — сейчас в системе имеют право участвовать только те, у кого есть более двух детей (позже Путин попросил правительство организовать все к июню).
Граждане, которые, по словам президента, попали «в сложную жизненную ситуацию» из-за эпидемии, смогут «временно» не платить по кредитам. Речь о людях, доход которых упал более чем на 30%. Путин не уточнил, кто возместит банкам и микрофинансовым организациями потери и сколько именно будет действовать эта мера.
Будут также повышены пособия по безработице.
Ректор РЭШ Рубен Ениколопов не уверен, что это хорошие меры
Практически все меры, озвученные в послании президента и направленные на помощь людям, выглядят так, что они будут реализовываться за счет бизнеса, а не государства. До сих пор не было сформулировано, как само государство будет бороться со сложившейся ситуацией, какие ресурсы оно готово на это потратить. Так, например, отсрочка по выплатам кредитов и ипотеки будет ложиться нагрузкой на банки, и пока ничего не было сказано о том, что это будет как-то компенсировано государством. То же самое касается и объявленной нерабочей недели — это, по сути, помощь людям за счет бизнеса, а не за счет государства.
В послании президента вместо того, чтобы объявить об увеличении вливаний в экономику государственных ресурсов, были объявлены прямо противоположные меры, а именно еще большее изъятие ресурсов из экономики через увеличение налогов и т. п. Это идет вразрез с тем, как сложившуюся ситуацию пытаются разрешить в других странах, где именно государство в первую очередь несет на себе расходы по борьбе с экономическим кризисом, вызванным эпидемией. И это контрпродуктивно как способ борьбы с грядущим экономическим кризисом. Нужно надеяться, что правительство объявит о дополнительных мерах, которые наоборот позволят влить ресурсы в экономику со стороны государства и компенсировать бизнесу и предприятиям все те потери, которые будут вызваны как самим кризисом, так и новыми мерами, которые анонсировал президент.
Сколько это будет стоить? И откуда деньги?
Цену пакета помощи можно представить только приблизительно. Самой дорогой из озвученных мер, очевидно, будет снижение ставки социальных взносов для всего бизнеса. Правительство давно думало, как снизить налоговую нагрузку на труд для бизнеса, но все варианты казались ему дорогими. По оценке министра финансов Антона Силуанова, снижение ставки взносов (для предприятий всех размеров) на один процентный пункт отнимает у консолидированного бюджета 200 миллиардов рублей. В малом и среднем бизнесе, по оценке Сбербанка, трудится почти 40% всех занятых в России. Таким образом, предложение Путина потребует сотни миллиардов рублей дополнительных расходов бюджета. Пока у правительства «под рукой» их нет: на прошлой неделе оно выделило на борьбу с эпидемией только 300 миллиардов рублей. Новые меры будут стоить явно намного больше. Расходы можно было бы оплатить из резерва — Фонда национального благосостояния. Но этот вариант чиновники даже не обсуждали.
Зато стало ясно, что государство не будет нести расходы на борьбу с эпидемией в одиночку. Путин предложил ввести новый налог — на доход от процентов по крупным (более миллиона рублей) вкладам граждан, ценным бумагам и по переводам средств за рубеж. Это даст, по консервативным подсчетам экономистов, не менее 111 миллиардов рублей.
Сколько людей будет платить налог, подсчитать затруднительно. Президент сказал, что плательщики — это не более 1% самых богатых вкладчиков. Среди них, вероятно, окажутся бизнесмены (в том числе владельцы малых и средних предприятий), а также чиновники.
Пакет Путина поможет справиться с кризисом?
Выделяемых средств может не хватить.
Помощь населению пока планируется просто очень маленькая, и покроет она слишком узкие слои. На более крупную потребуется очень много бюджетных денег и новая инфраструктура социальной помощи. Например, помогать можно так, как это делают во многих странах Запада и Азии:
Пакет помощи бизнесу действительно большой (хотя и меньше, чем просили его представители). Он учитывает две важные просьбы представителей пострадавших отраслей: введение налоговых каникул и мораторий на выплаты кредиторам. Но есть и проблемы:
- Не ясно, как справятся с кризисом отрасли, ориентированные на спрос населения, которые не войдут в список «пострадавших». Решать, кому из них выжить, а кому нет, будет правительство.
- Не ясно, кто компенсирует кредиторам предприятий (не только банкам, но и поставщикам) мораторий по долгам.
- Под налоговые каникулы подпадут не все плательщики и не все налоги. Так, из пакета помощи исключен важный для федерального бюджета налог на добавленную стоимость (НДС). Часть малых и микропредприятий, которые пользуются упрощенной системой налогообложения, его и так не платят. Для более крупных (но все еще малых и средних) организаций это важнейший налог, который влияет на краткосрочные финансовые показатели.
Наконец, непонятно, что делать предприятиям с еще одной важнейшей статьей их расходов — оплатой труда. Как, например, будут платить зарплаты сотрудникам компании, которые полностью потеряют выручку во время эпидемии. Уже сейчас в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах полностью прекратили работать целые отрасли, где доминировал малый и средний бизнес: бассейны, фитнес-клубы и другие. На время объявленных Путиным недельных выходных в Москве будут закрыты все кафе; неизвестно, не будет ли эта мера продлена. В Великобритании, например, правительство обещало во время карантина, из-за которого закрылись все рестораны, выплачивать 80% зарплаты сотрудников заведений.
В случае долгого закрытия предприятий, которые угодят в карантин, потребуются намного большие суммы поддержки: по грубым подсчетам экономистов, только недельные выходные обойдутся экономике в сотни миллиардов рублей. Их может компенсировать только правительство: либо в виде помощи предприятиям, которые будут платить зарплату сотрудникам, либо пособиями сотрудникам, которых они будут вынуждены уволить.
Дмитрий Кузнец