Дата
Автор
Михаил Шевчук
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Молитва против вируса. Как РПЦ решила потягаться с государством


Борьба с коронавирусом ставит все с ног на голову – фрондеры, провозгласившие себя отныне ответственными людьми, настаивают на тотальном ограничении свободы передвижения, а ультраконсерваторы, напротив, вспоминают о конституционных правах и готовы идти против государства. В последнем случае речь о верующих.

Катализатором недовольства стало постановление петербургских властей: губернатор Александр Беглов, молниеносно среагировав на обращение Владимира Путина, на неделю запретил работу парков, магазинов и баров – а заодно и посещение храмов на территории города, за исключением служителей и персонала.

Его московский коллега Сергей Собянин, надо сказать, ограничился настойчивой просьбой воздержаться от походов в церковь. Радикальная мера Беглова тут же вызвала возмущенную реакцию РПЦ: правовое управление патриархии в ответ процитировало статью Конституции о свободе вероисповедания, включающую право на богослужения. Это право, указали в патриархии, может быть ограничено только федеральным законом, но никак не указаниями региональных властей.

Иными словами, церковь открыто отказалась подчиняться распоряжению Смольного. Петербургская митрополия объявила, что храмы продолжат работать в течение нерабочей недели, прекратил богослужения только Исаакиевский собор, который формально является городским музеем. Но и там «в виде исключения» позволили провести литургию митрополиту Варсонофию – прихожан поначалу не хотели пропускать внутрь, но в итоге охрана пошла на попятную.

Позицию иерархов РПЦ вполне можно понять – если работают продуктовые магазины и общественный транспорт, включая метро, то почему бы с тем же успехом не работать и храмам? Нельзя сказать, что церковь игнорирует эпидемию – патриархия выпустила достаточно подробную и внятную инструкцию по санитарно-гигиеническим мерам, и этих мер, по мнению РПЦ, вполне достаточно. Запрет на посещение церквей радикалы восприняли как идеологический жест – его сравнивают с «безбожными пятилетками» советских времен. Священнослужители должны исполнять пастырский долг в абсолютно любой ситуации, даже во время войн и эпидемий – с точки зрения верующего человека, лишение его права прийти на молитву является невозможным и со стороны светских властей преступным. Никакие онлайн-трансляции не заменят службу – сами-то по себе электронные технологии являются вещью крайне подозрительной.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.