Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Пасхальной войны не будет, или Эпидемия десакрализации


Еще на первых неделях эпидемии, в феврале, когда она уже бушевала в Европе, а в России серьезной угрозой не считалась, в информационном поле возникла тема закрытия церквей по санитарным соображениям.

В Европе большой проблемы с закрытием церкви никто не увидел – во всяком случае, на уровне руководства ведущих конфессий континента санитарные меры светских властей не вызвали никакого протеста. Тем примечательнее, что еще 28 февраля прославившийся рядом весьма радикальных заявлений о.Дмитрий Смирнов, выступая в эфире православного канала «Спас», назвал итальянские власти «безбожными» и призвал прихожан православных церквей Италии к гражданскому неповиновению, саботажу распоряжений власти.

Праздник непослушания

Никаких новостей о том, что в Италии кто-то из православных прихожан последовал совету господина Смирнова, не появилось, но есть все основания полагать, что сказано это было вовсе не для итальянской аудитории, а как предупреждение властям российским – мол, смотрите, так делать нельзя и у нас так не надо. Но время все расставило на свои места. Эпидемия коронавируса пришла в Россию, и властям пришлось сделать то же самое, что сделали европейские правительства: фактически запретить богослужения, причем непосредственно накануне Пасхи и на саму Пасху. Вот только назвать «безбожниками» Владимира Путина, Сергея Собянина и Михаила Мишустина никто из «системных» представителей церкви не посмел.

Нельзя не отметить, что власти попытались представить ситуацию как решение самой церкви – возможно, как раз потому, что руководство страны не захотело оказаться совсем уж «безбожным». Церковь же, напротив, стремилась возложить всю ответственность на светскую власть, потому что после стольких лет призывов ходить в храмы всегда и везде, в горе и в радости, вот так вот взять и сказать, что именно сейчас, во время эпидемии и кризиса в храмы ходить не надо – это, мягко говоря, очевидная непоследовательность.

Но когда рост заболеваемости в Москве стал тревожным, необходимые решения все-таки приняли. На федеральном и московском уровне всякое явное сопротивление карантинным мерам было прекращено после того, как 29 марта патриарх Кирилл прямо призвал свою паству не посещать храмы во время эпидемии и молиться дома.

Есть все основания полагать, что на патриарха и высшее руководство церкви надавили из Кремля. Во всяком случае, еще 24 марта позиция руководства РПЦ была иной: в тот день в епархии было разослано письмо управляющего делами Московской патриархии митрополита Воскресенского Дионисия, в котором говорилось, что вопрос о введении ограничений на посещение храмов будет рассмотрен только тогда, когда российские власти примут аналогичные меры в отношении торговых центров, ресторанов, а также будет остановлен общественный транспорт. Очевидно, что последний пункт читается как отказ закрывать церкви до тех пор, пока в Москве, к примеру, не будет остановлено метро. Однако за пять дней ситуация настолько ухудшилась, что Московской патриархии пришлось отказаться от своих требований – во всяком случае, в столице.

Но в ряде регионов местные церковные власти все-таки пошли на конфликт со светскими администрациями, пытаясь отстоять для церкви особый статус во время эпидемии: одно дело – ослушаться Путина или даже Собянина, и совсем другое дело – какого-то рядового губернатора. Тем более, что ситуация с коронавирусом в разных регионах разная, и многим на местах все еще кажется, что может и пронести.

«Праздником непослушания» стало Вербное воскресенье: появившиеся в соцсетях фотографии заполненных верующими церквей вызвали множество вопросов и негодование и у врачей, и у властей, и у нерелигиозной части населения (иными словами – у большинства жителей страны) – почему нельзя ходить в спортзалы, рестораны и торговые центры, а в церкви – можно? Почему организаторов столь явного нарушения всех норм изоляции и социального дистанциирования не наказывают по всей строгости?

Реакция властей не заставила себя долго ждать: в понедельник санитарные врачи тех регионов, где церковные власти не пожелали добровольно отказаться от массовых мероприятий, издали предписания, фактически запрещающие публичные богослужения.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.