Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Крупные новосибирские рынки смогут продолжить работу во время запрета губернатора

Новосибирский губернатор распорядился закрыть розничные рынки из-за угрозы распространения коронавируса. Однако «официальных» рынков в регионе всего десять, и многие крупные торговые площадки продолжат свою работу.

Крупные новосибирские рынки смогут продолжить работу во время запрета губернатора
© Василий Волнухин

Деятельность рынков продовольственных и промышленных товаров приостановлена в Новосибирской области из-за угрозы распространения коронавируса, сказано в постановлении губернатора. С 19 апреля должны закрыться все рынки региона в населенных пунктах, где живет более 23 тыс. человек.

Под ограничения попадают торговые объекты, состоящие в реестре рынков областного минпромторга и действующие в соответствие со специальным законом — таких площадок всего десять. По информации источника Тайга.инфо, о предстоящем закрытии их руководителям объявили 15 апреля на встрече с участием чиновников правительства и мэрии.

«Ну, закрыли, мы опечалены, но что сделаешь? Губернатору виднее, — заявила Тайге. инфо гендиректор Октябрьского рынка Наталья Понькина. — Когда карантин ввели, снизился оборот вполовину. Но люди ходили, приезжали торгующие с частных подворий, предприятий-производителей».

Понькина рассказала, что новости о закрытии рынка спровоцировали рост покупательского потока «как в новогодние праздники». Во время карантина руководство планирует провести «генеральную уборку».

«Как нам сказали в министерстве: „Лучше жизнь, чем деньги“. Мы согласны, всех денег не заработаешь», — заявила Понькина.

Директор Центрального рынка Алексей Виноградов рассказал Тайге.инфо, что еще до закрытия «произошло серьезное снижение товарооборота промышленных товаров, более менее сохранялись продукты охлаждённого мяса, продукты питания». Администрация рынка снизила арендные ставки для торговцев от 30 до 80% в зависимости от товара и места.

Однако под ограничения не попали крупные торговые площадки, не зарегистрированные как рынки: Хилокский рынок и расположенный рядом с ним Малыгинский, а также Левобережный рынок. На это указывали сельские бизнесмены, которые просили губернатора увеличить лимит жителей до 50 тыс. рублей, чтобы позволить им работать.

Ни одного из этих рынков нет в реестре минпромторга, например, «Хилокский» зарегистрирован как торговый центр. В декабре 2019 года общественники из «Сибирского центра защиты прав потребителей» потребовали признать «Хилокский» рынком.

«Дело в том, что потребитель имеет право на достоверную информацию. Если мне говорят, что это ТЦ, я и хочу попасть в ТЦ. А это рынок, — говорил Тайге.инфо руководитель „Сибирского правового центра защиты прав потребителей“ Евгений Митрофанов. — Мы хотим, чтобы покупателю предоставляли достоверную информацию. <…> Я поехал за покупками, а там на парковке этого ТЦ идет торговля».

В иске утверждалось, что «ответчик фактически осуществляет деятельность управляющей рынком компании, которая накладывает на него дополнительные обязанности, гарантирующие защиту прав и законных интересов потребителей», в том числе, санитарных требований.

«Он подпадает под определение рынок. Ничего такого в этом нет. Ну рынок и рынок, — отмечал руководитель «Сибирского федерального центра оздоровительного питания» Яков Новосёлов. — Но он зарегистрирован в качестве торгового центра. Если своими словами, вот „Аура“, „Сан Сити“, „Галерея“ — это торговый центр. Когда идет разносная торговля, торговля через прилавок различными индивидуальными предпринимателями и юрлицами — это рынок».

По данным картотеки Ленинского районного суда, процесс по рассмотрению иска продолжается. Заседания откладывают из-за карантина.

В администрации Хилокского не смогли прокомментировать Тайге.инфо, работает ли рынок, сославшись на отсутствие руководства.

Бывший соучредитель ЗАО «ТЦ „Хилокский“» и депутат заксобрания Алексей Александров (он уточнил Тайге.инфо, что более не связан с рынком, но «лоббирует его интересы»; ему также принадлежит доля в охранном предприятии «Арчи», которое работает на рынке) заявил, что «не видит логики» в запрете деятельности рынков.

«Народ начал меньше использовать метрополитен — взяли и увеличили время подачи вагона — это аналогичная ситуация. Мы увеличиваем сосредоточение людей в определенных местах. Тогда надо всю торговлю закрывать и доставлять домой продукцию», — заявил Александров.

Депутат сказал, что видит в закрытии рынков проявление «борьбы сетевой торговли с рыночной», где «побеждают сетевики».

«Как правило, крупные торговые сети везут весь товар откуда-то. Я вообще за любой вид торговли, я против того, чтобы мы создавали искусственное стимулирование одного из видов, — добавил Александров. — Когда в районах появляются сетевые магазины, они убивают местные хозяйства, фермер со своими продуктами туда не попадет».

Крупные сети, по мнению депутата, «не может обеспечить продовольственную безопасность в военное время, как сейчас у нас», из-за особенностей логистики.

«Нужно, чтобы силовые структуры в это время не крышевали какой-то бизнес, а штрафовали. Если он крышует, то как он порядок наведет на своей территории? — сказал Алексей Александров. — <…> Я отношусь отрицательно к закрытию рынков, и оно имеет под собой вот такую основу. Власть что, не может навести порядок? Закрытием власть говорит, что не может».

Он заявил, что «Хилокский» — это «непрерывная технологическая цепочка, начинающаяся с полей Узбекистана», а скоропортящуюся продукцию в случае закрытия некуда будет девать. По словам Александрова, «в условиях коронавируса нужно соблюдать только санитарные и медицинские требования».