«Не переходил никаких границ»: главреда «Эха» Венедиктова обвинили в домогательствах
Главная сенсация большого материала BBC о главреде «Эха Москвы» Алексее Венедиктове — обвинения в харассменте со стороны бывшего пресс-секретаря Алексея Навального Анны Ведуты. Главный вывод статьи — Венедиктов при всех своих особенностях незаменим, потому что без него «Эхо» не только провалится коммерчески, но и утратит статус единственной оппозиционной радиостанции страны.
Мы делали главные деловые СМИ страны, теперь делаем лучше — подпишитесь на email-рассылку The Bell!
Венедиктов как главный актив
«Эхо Москвы» — это Венедиктов, сказал BBC руководитель «Бизнес-FM» и бывший главред газеты «Сегодня» Михаил Бергер. «Я студентам рассказываю о нематериальных активах, которые нельзя поставить на баланс, но которые имеют колоссальную ценность. Если Венедиктов по каким-то причинам уйдет с “Эха”, оно будет стоить в два раза меньше, чем сейчас», — говорит журналист.
Эта ценность заключается не только в известных талантах Венедиктова как руководителя, интервьюера и аналитика, но и в его отношениях со властью. «Цели отождествляться с “Эхом Москвы” у меня не было. Так получилось, ну что я должен с этим сделать? Я живу гораздо шире, чем “Эхо Москвы”», — говорит он сам.
Венедиктов и Путин
Первая и единственная встреча Венедиктова с будущим президентом в эфире произошла в далеком 1997 году: Путин, тогда руководитель контрольного управления Кремля, объяснял, как российские танки, направленные на утилизацию в Мурманск, оказались в Нагорном Карабахе.
На встречах с главредами СМИ Венедиктов всегда старается сесть рядом с президентом, отмечает BBC. Это уже традиция: первая такая встреча состоялась в 2000 году после гибели подлодки «Курск».
Именно тогда, 20 лет назад, и были заложены принципы отношения «Эха» с властью: после встречи Венедиктов и Путин обсудили политику радиостанции. «Он спросил, что я буду делать. Я сказал, что наше радио либеральное, потому что другого радио быть не может. Если, говорю, вам это не нравится, я подпоясался и иду в другую деревню», — говорит Венедиктов. «Я тебе доверяю, иди работай», — ответил, по его словам, президент.
С тех пор главред «Эха» называет Путина единственным начальником. «Уволить может. Указать, как делать мою работу… это мое представление, как ее делать. В этом уникальность моего существования», — говорит он.
Венедиктов и «Газпром»
Венедиктов хотел уйти, но не ушел во время смены собственника радиостанции с медиаимперии Владимира Гусинского на «Газпром-медиа», пишет BBC (хронологию этой драматической смены можно посмотреть здесь, о том, чем это закончилось для Гусинского, — здесь).
У Венедиктова были хорошие отношения с Гусинским, а передачу радио он считал посягательством на свободу слова, будучи уверен, что новый собственник будет давить на него в интересах власти. «Я тогда сказал: ребят, надо уходить. Потому что ну как? Ну чего?» — вспоминает Венедиктов.
О том, что остался, Венедиктов не жалеет: «Газпром» приходит к нему только в момент возникновения «газовых проблем». Тогда Венедиктова просят позвать в эфир кого-нибудь из руководителей компании, отмечает BBC.
Хорошие отношения со властью пригодились Венедиктову во время конфликта 2014 года с возглавлявшим тогда «Газпром-медиа» Михаилом Лесиным из-за некорректной шутки ведущего «Эха» Александра Плющева. Несмотря на то что Лесина поддерживал замруководителя АП Алексей Громов, Венедиктов сотрудника не сдал. «Я в этот кризис даже не использовал право на один звонок [президенту], которое у меня есть», — хвалится Венедиктов.
Венедиктов и харассмент
«Тактильность» на «Эхе Москвы» — часть корпоративной культуры, говорят сотрудники радиостанции. «Обнять подчиненную за плечи, поцеловать в щеку, погладить, назвать зайчиком, птенчиком, котиком для главреда “Эха” — в порядке вещей», — пишет BBC.
Как отделить в этом позу и работу на публику от истинного харассмента, не совсем ясно, но история пресс-секретаря оппозиционера Алексея Навального Анны Ведуты позволяет предположить, что эта доля есть. «У нас право на харассмент внесено в устав. Я не шучу: вы знаете, сколько у нас внутри редакции браков, разводов и вновь браков?» — сказал BBC сам главред.
По версии Ведуты, Венедиктов приставал к ней в 2012 году, когда отвозил домой после корпоративной вечеринки. По словам Ведуты, она сидела рядом с Венедиктовым на заднем сиденье и в какой-то момент почувствовала, как он придвинулся, обнял ее и начал трогать за колени, поднимаясь выше. «Я вжималась в кресло, уползала, говорила: “Не надо”», — рассказывает Ведута. Тем не менее Венедиктов, по ее словам, настоял на том, чтобы проводить ее до двери, а перед дверью спросил, есть ли кто-то дома, и пытался поцеловать.
В домогательствах главреда «Эха» обвиняет и «молодая общественная деятельница», имя которой BBC не раскрывает. По словам девушки, это происходило в 2017 году в петербургском отеле, куда Венедиктов ее пригласил.
Венедиктов отвергает обвинения. Он утверждает, что «не переходил с Анной Ведутой никаких границ», второй же случай называет просто «фантазиями».
Венедиктов резко поменялся с приходом в редакцию в 2011 году ставшей его помощницей Леси Рябцевой: у главреда всегда водились любимчики, но история с Рябцевой была исключительной, говорят сотрудники «Эха». Некоторые из них признают травлю Рябцевой, пишет BBC: их бесило ее «хамство» и «невежество», отсутствие реакции Венедиктова на жалобы при особых знаках внимания — он даже снимал для нее квартиру в районе Нового Арбата.
Венедиктов не отрицает, что оплачивал квартиру Рябцевой. Сама она говорит, что не состояла с главредом в близких отношениях, а квартиру и корпоративную карту считает отдушиной и платой за буллинг со стороны сотрудников: «Я говорила Венедиктову: “Я всегда мечтала о платье Prada, о сумке Miu Miu”, мы шли по магазинам и он платил». Она не считает, что использовала главреда, — по ее мнению, в любой момент Венедиктов мог отказаться оплачивать ее шопинг. С радиостанции она ушла в конце 2015 года.
Раньше Венедиктову нравилось иметь репутацию «алкоголика и бабника», но история с домогательствами к журналисткам депутата Слуцкого заставила его изменить поведение, говорит бывшая сотрудница «Эха»: «Его здорово отрезвил случай с депутатом Слуцким».
Upd. Венедиктов извинился перед Ведутой в эфире «Эха», раз Ведуту «уже восемь лет это скребет, если она чувствует себя некомфортно из-за того, как ей представлялось это». «Я имею другой взгляд на эти события, я даже не помню, что они произошли. Я мог бы сказать “этого не было”, но, честно, я этого не помню», — сказал он. По словам Венедиктова, целью статьи ВВС было сделать из него «русского Харви Вайнштейна», но этого не получилось, а о версии Ведуты он узнал только за неделю до публикации.
Венедиктов между струйками
Главная мысль статьи BBC вынесена в заголовок («Между струйками») в виде цитаты из классического анекдота о советском деятеле Анастасе Микояне, остававшемся во власти «от Ильича (Ленина) до Ильича (Брежнева)». Она состоит в том, что Венедиктов именно за счет своей экстравагантности и налаженных отношений со властью все-таки делает оппозиционную радиостанцию — и в этом качестве незаменим.
Об этом BBC сказали и телеведущая Ксения Собчак, назвавшая поведение Венедиктова «веселым жопокрутством», и главред The New Times Евгения Альбац, и даже оппозиционер Алексей Навальный. «Венедиктов по-прежнему обладает самым большим медиа, кроме телевизора, куда я могу прийти. Я не могу игнорировать “Эхо”, да и не хочу», — говорит Навальный.
«Ему льстит уже то, что они с ним общаются, — считает оппозиционер. — Это главное, что его подкупает: я могу зайти в Мордор и посмотреть, как там Саурон. Могу выпить с его орками. Это “Карточный домик”, он обожает эту фигню».
Венедиктов ценен и удобен для власти, объяснил BBC бывший сотрудник Белого дома: «Он может дать подсказку, а не вопли со стороны. На вопли власти плевать». Он уже не журналист, а общественный деятель, говорит источник: «большие люди могут консультироваться с ним, а он может сказать “вы делаете неправильно, потому что раз, два, три”».