Жизнь на карантине: рост популярности Собянина и ожидание решительных действий от властей. Исследование The Bell и «Левада-центра»
The Bell и Levada Lab (исследовательская лаборатория «Левада-центра») исследуют, как эпидемия коронавируса меняет рабочие процессы и стиль жизни. Публикуем результаты второй недели исследования — что больше всего беспокоит россиян на карантине и чего они ждут после его окончания.
Мы делали главные деловые СМИ страны, теперь делаем лучше — подпишитесь на email-рассылку The Bell!
Мы исследуем аудиторию издания The Bell — в нашем Telegram-канале и в рассылке The Bell. Вторая часть ответов респондентов, которую мы проанализировали для этого материала, была получена с 10 по 16 апреля 2020 года. Всего в исследовании принял участие 291 человек.
Основные тренды
- Респонденты не смогли перестроить свой досуг, чтобы иметь возможность качественно отдыхать. Больше всего не хватает возможности свободного передвижения (42%) и досуга (35%). Респонденты хотели бы получить возможность свободно перемещаться (33%), заниматься спортом (16%) или сменить жилье на время карантина на более комфортное (11%).
- Респондентам удалось получить новые рабочие навыки, которые им бы хотелось сохранить в дальнейшем: работать в удаленном режиме (30%) и правильно организовывать день (20%). При этом их тревожит сложившаяся ситуация, в первую очередь беспокоят работа и финансы. 85% респондентов считают, что их отрасль затронет кризис, больше пятой части опрошенных ждут сокращения зарплат.
- Непоследовательные действия властей в связи с эпидемией беспокоят почти каждого десятого респондента (8%). Среди политиков и государственных деятелей, чьи имена звучат в связи с эпидемией, чаще всего респонденты называют Сергея Собянина, Михаила Мишустина и Владимира Путина. Известность Собянина в связи с эпидемией растет — его упоминают в три раза чаще, чем Путина или Мишустина.
Telegram-бот Leva — исследовательский инструмент для простого и эффективного сбора качественных данных и открытых ответов. Levada Lab — исследовательская лаборатория «Левада-центра» для изучения пользовательского опыта.
Ограничение передвижений
-
Физические ограничения в перемещении смущают респондентов больше всего (42%). «Невозможность свободно передвигаться — путешествовать, ходить в зал, ходить на работу, ходить на встречу с друзьями — именно ходить, дается сложнее всего».
-
На вопрос о том, какое условие нахождения на карантине они бы изменили, если бы могли, респонденты отвечают, что в первую очередь хотели бы смягчить ограничения свободы перемещения (например, разрешить прогулки с соблюдением дистанции или поездки на личном транспорте) — об этом сказал каждый третий (33%). Каждый шестой респондент хотел бы иметь возможность заниматься спортом на улице (16%).
-
Первым делом после снятия карантинных мер опрошенные (25%) пойдут гулять. Также респонденты часто говорили о дальних перемещениях: сразу после окончания карантина обещают запланировать отпуск, длительную поездку 13% опрошенных. Будет ли готов к этому туристический бизнес — отдельный вопрос.
Условия карантина и работы в карантине
-
Далеко не все респонденты проводят карантин в комфортной обстановке. Каждый десятый хотел бы улучшить свои условия: сменить жилье, переместиться за город, поселиться в жилье большей площади. Еще 5% хотели бы иметь возможность уединиться, найти личное пространство.
-
Также респондентов продолжает смущать увеличение объемов работы и сложности в удаленных коммуникациях. Подробнее об этом мы писали в предыдущем отчете. Некоторые респонденты хотели бы иметь лучшие условия для работы (6%): удобное кресло или возможность работать из офиса.
Снижение доходов и восстановление
-
Опрошенных беспокоят неопределенность и страх перед будущим, в первую очередь в вопросах работы и финансов. «Невозможность планировать, вечное ожидание и страх потери заработка», — перечисляет один из участников исследования. «Страх сокращения доходов в любой форме: перевод на неполную неделю, отпуск за свой счет, сокращение, понижение зарплаты», — говорит другой.
-
Беспокойство по поводу работы имеют достаточно серьезные основания. Две трети опрошенных (67%) считают, что восстановление их отрасли займет более трех месяцев. 85% респондентов уверены, что их отрасль затронет кризис.
- Больше половины ожидают сокращение оборотов и более пятой части опрошенных ждут сокращения зарплат. Среди бизнесменов и фрилансеров еще больше опрошенных ожидают снижения оборота: об этом сказали две трети респондентов с таким статусом.
- О том, что кризис, наоборот, предоставит новые возможности для роста, заявила половина респондентов (49%).
Приобретенные на карантине навыки
- Респонденты (8%) меняют свои пищевые привычки: оценили возможность готовить дома и теперь хотели бы сохранить эти навыки.
- Опрошенные хотели бы сохранить свободное время, уделять больше времени себе (6%).
- Столько же оценили достоинства онлайн-образования и хотели бы продолжать этим заниматься (6%).
-
Абсолютный лидер — навыки удаленной работы (30%). «Возможность удаленной работы, например переход на график 4/3, когда поочередно по понедельникам и пятницам работаешь из дома», — хотел бы сохранить после карантина один из респондентов.
-
Кроме того, респонденты собираются внести изменения в свой распорядок дня. Они часто говорят о том, что поменяют свой график, будут четче его планировать (20%). Это стало следствием того, как рабочие процессы вторгаются на территорию личной жизни. «На карантине удалось выстроить хороший режим дня, при котором я ложусь спать в одно и то же время, встаю в одно и то же время и высыпаюсь. Хотелось бы подобное сохранить и после карантина», — рассказывает один из собеседников.
Отношение к действиям властей
- Непоследовательные действия властей в связи с эпидемией беспокоят почти каждого десятого респондента (8%). Хотя бы что-то слышали о мерах поддержки почти все опрошенные, больше половины (61%) — специально искали информацию об этом. Однако пробовали получить поддержку лишь 5% опрошенных.
-
Вот примеры самых типичных ответов на вопросы по этому поводу: «Непонятно, что происходит. Ощущение, что от нас скрывают информацию, от этого только напрягаюсь»; «Более внятный статус карантина и связанных с этим ограничений»; «Наверное, все-таки прямая поддержка государства, это бы сняло стресс и дало больше уверенности в завтра».
-
Среди политиков и государственных деятелей, чьи имена звучат в связи с эпидемией, чаще всего респонденты называют (открытый вопрос) Сергея Собянина, Михаила Мишустина и Владимира Путина. Известность Собянина в связи с эпидемией растет — его упоминают ¾ респондентов, респонденты из Москвы — лишь немного чаще, чем из других городов. Путина и Мишустина называет каждый третий респондент, каждый десятый — Алексея Навального, Татьяну Голикову и Анастасию Ракову.
Методология
Мы исследуем аудиторию издания The Bell: респондентов приглашали поучаствовать в исследовании в Telegram-канале The Bell и в рассылке The Bell. Это исследование проводилось с помощью Telegram-бота. Респондентам был предложен ряд открытых и закрытых вопросов, на открытые вопросы они могли отвечать как текстом, так и аудиосообщением. По итогам второй недели мы публикуем промежуточные результаты исследования.
Число ответивших на разные вопросы анкеты может различаться, так как вопросы не были обязательными для ответа. Общее число участников исследования — 291 человек.
Мы собираемся продолжать наше исследование в ближайшие недели. Мы будем задавать участникам блок коротких вопросов каждые несколько дней с помощью нашего Telegram-бота. Часть из них будут повторяться, чтобы мы увидели изменения в динамике. Отвечать на открытые вопросы можно будет как письменно, так и устно — голосовым сообщением. Мы будем постепенно рассказывать подписчикам о ходе исследования.
В исследовании еще можно принять участие. Чтобы сделать это, вам нужно:
- зайти в бот @Tell_Lev_bot в Telegram;
- ввести код исследования: BELL20A, если вы хотите отвечать на вопросы аудиосообщением, BELL20T — для текстовых ответов;
- следовать инструкциям в боте.
Участники исследования получают бонусы от партнеров The Bell: винного сервиса для своих Invisible, просветительского проекта InLiberty и книжного партнера The Bell издательства «Альпина Паблишер».