Почему пустые города не помогут климату
Коронавирусный кризис закрыл целые страны и отрасли, в разы сократил авиационное и автомобильное сообщение, запер большинство населения планеты в домах и на треть уронил спрос на нефть. Выбросы главного парникового газа — углекислого CO2 — по итогам года снизятся на 8%, прогнозирует Международное энергетическое агентство. Много это или мало?
Мы делали главные деловые СМИ страны, теперь делаем лучше — подпишитесь на email-рассылку The Bell!
Много или мало?
Для мировой экономики это очень много: сокращение выбросов CO2 на 8% — самое большое падение минимум со времен Великой депрессии, оно в разы больше, чем наблюдавшееся во время финансового кризиса 2008 года (3%).
В абсолютном выражении цифра сокращения еще более впечатляющая — порядка 3,2 млрд тонн. Это сопоставимо с массой нефти, которую в этом году добудут во всем мире.
Но для экосистемы планеты это очень мало: 90% выбросов никуда не денутся, за сокращением последует отскок, и даже массовый переход на удаленную работу повлияет на выбросы не так сильно, как людям хотелось бы думать, говорит известный энергетический аналитик Зик Хаусфатер.
Люди преувеличивают свой вклад в загрязнение
Запертые в домах жертвы «удаленки» склонны предполагать, что вместе с ними остановилась вся экономика, но это попросту не так, пишет климатический ресурс Grist.
«Главную проблему я вижу в том, что люди придают чрезмерное значение личному потреблению, без понимания структурных особенностей экономики, из-за которых на самом деле растут выбросы», — говорит ведущий климатолог, директор Института космических исследований им. Годдарда Гэвин Шмидт.
Даже если поставить на прикол весь автотранспорт мира, это снизит выбросы CO2 лишь на 20%. В США за первые три недели апреля потребление бензина снизилось на 43%, авиакеросина — на 60%, а дизтоплива — на 17%. По итогам года это даст сокращение общих выбросов CO2 в стране всего на 5%.
Энергетика и коммунальное хозяйство — это больше 40% мировых выбросов CO2, однако работающие из дома люди грузят сети ненамного меньше, чем из офисов. Промышленность и сельское хозяйство дают еще больше 20%, но именно в этих отраслях велика доля непрерывных процессов, а наиболее энергоинтенсивные отрасли вроде черной и цветной металлургии почти не снизили выбросы, говорит Шмидт.
Скорее всего, максимальным в мире и недостижимым для других стран останется снижение выбросов углекислого газа Китаем на 25% в конце февраля, отмечает Wired. «Когда в индустриальном Китае распускают рабочих, заводы останавливаются. В сервисных экономиках персонал продолжает работать из дома, попросту смещая энергопотребление», — пишет издание.
Выбросы не равны загрязнению
Появившиеся в сетях фото с плотным смогом «до» и чистым небом «после» из городов типа Нью-Дели и Сан-Франциско на самом деле вводят в заблуждение. Увидеть свободные от машин улицы легко, зато углекислый газ невидим, а выбрасывающие его предприятия продолжают работать.
Хуже того, очевидная связь между отсутствием транспорта и чистым воздухом маскирует другие связи: снижение экономической активности и видимая экологизация легко могут усиливать глобальное потепление. О том, что составляющие смог микрочастицы и аэрозоли не только вредят здоровью, но и охлаждают планету, известно давно. А недавнее исследование показало, что снижение образования «облачных следов» за морскими судами с их переходом на малосернистое топливо вполне способно увеличить прогрев и без того слишком теплых океанов.
«Я всецело за то, чтобы люди сменили автомобиль на велосипед, а самолет на поезд. Просто этого очень мало по сравнению со структурными составляющими, которые остаются теми же», — говорит Шмидт.
Что дальше
Восьмипроцентное сокращение выбросов в 2020 году, достигнутое за счет беспрецедентного удара по мировой экономике — неплохо, но недостаточно с точки зрения борьбы с изменением климата. Проблема в том, что удержание глобального потепления в пределах 1,5 градусов к доиндустриальной эпохе требует такого же снижения каждый год до 2030 года.
Концентрация углекислого газа в атмосфере по итогам года все равно не снизится, говорят климатологи, а сам 2020 год обещает стать самым теплым в истории. Говорить о какой-то реальной победе можно будет только после (очень сомнительного) достижения баланса выбросов и поглощения CO2 в масштабах планеты.
Впрочем, есть и более оптимистичные прогнозы. Аналитики Goldman Sachs считают, что этот кризис все-таки переломит кривую роста выбросов хотя бы в энергетике.
Что мне с этого?
В самоизоляции сложно насладиться свободными улицами и очистившимся воздухом. К тому же это закончится достаточно скоро. Но после всеобщего карантина появится возможность оценить его вклад и задуматься, каких усилий и жертв на самом деле требует реальная борьба с изменением климата.