Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Великая Победа как Великий Октябрь. А вдруг это последний юбилей?


Александр Петриков специально для «Кашина»

Осенью 1989 года трудовой коллектив журнала ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» почти в полном составе вышел на Театральную площадь к памятнику одному из основателей советского государства Якову Свердлову. Журналисты и литераторы требовали этот памятник снести, поскольку Свердлова они (совершенно заслуженно) считали организатором геноцида и массовых репрессий. Соответствующая статья была опубликована в октябрьском номере журнала – журнала вполне советского и подцензурного (цензура тогда еще не была отменена), главным редактором которого в те времена был знаменитый советский писатель Герой социалистического труда Анатолий Иванов, до сих пор известный широкому читателю как автор романов «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень». В отличие от ультрапрогрессивных «Огонька» и «Московских новостей» «Молодая гвардия», даром что комсомольский орган, в те времена считалась одним из ключевых изданий советских консерваторов – тех, которые не хотят ни перестройки, ни гласности, ни общечеловеческих ценностей, а наоборот, борются за сохранение советского строя в самом жестком его изводе вплоть до реабилитации Сталина и нового сезона массовых репрессий. Один из программных текстов «Молодой гвардии» того времени назывался «Нужна ли ВЧК перестройке» – автор натурально доказывал, что нужна, что нужно расстреливать, иначе никак. И вдруг эти консерваторы вышли свергать Свердлова – важнейшую фигуру ленинской гвардии. Как так вышло, почему?

В Советском Союзе не было горы Рашмор, но вместо нее был пантеон у кремлевской стены. С самых первых дней советской власти на Красной площади начали закапывать большевистских боевиков, погибших в столкновениях на улицах Москвы, потом, довольно быстро, придумали сжигать самых заслуженных покойников и замуровывать их прах непосредственно в стену, а самых-самых великих в порядке исключения будут хоронить в персональных могилах перед стеной. Свердлов как раз – первый из таких супервипов, а всего их 12 человек, и имеет смысл назвать их поименно. Кроме Свердлова:

Михаил Фрунзе;

Феликс Дзержинский;

Михаил Калинин;

Андрей Жданов;

Иосиф Сталин;

Климент Ворошилов;

Семен Буденный;

Михаил Суслов;

Леонид Брежнев;

Юрий Андропов;

Константин Черненко.

Самое парадоксальное в этом списке – несмотря на невероятную элитность (12 человек за 70 лет; для сравнения – Героев Советского Союза за 57 лет набралось 12777 человек, дважды героев – 154), люди там, по большому счету, случайные, и нет ничего, что позволяло бы считать этот список из двенадцати человек каноническим и исчерпывающим с точки зрения советской истории. Доживи Свердлов или Фрунзе до 1937 года и сгинь в Коммунарке (а они бы там, по всей логике, обязательно сгинули), не было бы их могил у Кремля. Доживи Жданов или Калинин до хрущевских времен и тихой отставки, быть бы им персональными пенсионерами с правом быть похороненным на Новодевичьем, и не более. Будь Ворошилов чуть более активным сторонником «антипартийной группы», попал бы в список к «примкнувшему к ним Шепилову» и ушел бы в политическое небытие. И наоборот, умер бы в зените своего могущества, скажем, Молотов, да даже и Берия – лежать бы и им рядом с Дзержинским и Свердловым. Советский мемориальный канон в этом смысле устроен глуповато – в нем героями оказывались те, кто не дожил до опалы, и поэтому Жданов получал город Мариуполь, улицу Рождественку и могилу у Кремля, а более влиятельный и масштабный Молотов – только партбилет за пару лет до смерти и абсолютное забвение. Диалектика.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.