Дата
Автор
Александр Суслов
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Переживет ли YouTube эпоху «Темных веков»: будущее цифровых архивов


Современный человек понимает, насколько хрупка современная цивилизация. Стресс от боязни потерять культуру и прогресс снимается двумя проверенными способами: через потребление медиапродукции жанра постапокалипсис и составление списков и создание архивов. Могут ли Youtube и облачная инфраструктура данных стать цифровой библиотекой Ашшурбанапала для наших потомков?

Примерно 2600 лет назад на территории современного Ирака, а в то время — Ассирии, по приказу царя Ашшурбанапала была создана огромная библиотека. Во дворце был собран весь корпус знаний, доступный интеллектуалам древней Месопотамии: религиозные и гадательные обряды, медицинские трактаты, эпос о Гильгамеше, учебники по астрономии, теории государства и права. Записи были сделаны на глиняных табличках, на ассирийском и вавилонском диалектах аккадского языка, а также более древнем шумерском.

В 612 году до н.э. Ниневию, ассирийскую столицу, взяла штурмом коалиция вавилонян и мидян. Город был разрушен, население вырезано. В пожаре, который уничтожил Ниневию и завершил историю Ассирии, произошла своего рода «архивация данных» библиотеки: огонь закалил клинописные таблички, позволив им без потерь перенести следующие неспокойные для Ближнего Востока 2460 лет, пока в 1849 году библиотеку не открыл британский археолог Остин Генри Лейард.

В данном эпизоде из древней истории можно выявить несколько паттернов, которые до самого недавнего времени сохранялись в человеческой работе с архивацией данных. Первый паттерн — центр хранения информации создается по личной инициативе отдельного лица (иногда группы лиц). Так, президент США Джон Адамс инициировал создание Библиотеки конгресса, Павел Третьяков создал галерею имени себя, Птолемей I Сотер распорядился создать Александрийскую библиотеку.

Второй паттерн — отбор данных для архивации осуществляется по некоему принципу. Это мог быть вкус коллекционера: Морозов собирал импрессионистов, а Третьякова интересовали вещи вроде «Стычки с финляндскими контрабандистами». Однако это может быть и особая система комплектования: например, все крупнейшие книгохранилища, вроде Британской библиотеки или «Ленинки» (РГБ), пополняются за счет обязательного депонирования — любая книга, изданная на территории страны, должна быть представлена в библиотеке (так называемый обязательный экземпляр).

Наконец, третий паттерн — крупные центры хранения данных уязвимы. В этом смысле погром Александрийской библиотеки армией императора Аврелиана и пожары в крупнейших отечественных библиотеках — Академии наук СССР (1988) и ИНИОН РАН (2015) — указывают на одинаковую системную уязвимость таких структур.

Цифровые технологии, если они приходят в какой-то вид человеческой деятельности, сильно все изменяют: в пассажирских авиаперевозках исчезли профессии штурмана и бортинженера (это все теперь делает компьютер), личная жизнь устраивается через Tinder (здесь раньше тоже был своего рода «бортинженер» — назывался «сводня» — которого заменили смартфоны), вместо диспетчера таксопарка теперь работает приложение в телефоне и так далее.

Разумеется, архивы тоже меняются. Ведущие библиотеки и музеи оцифровывают свои фонды, то есть сканируют физические объекты и загружают их увеличенные изображения в компьютерную память. Появилось направление digital humanities, которое работает с оцифрованными материалами и цифровыми данными. Суть архивации, однако, не меняется — мы по-прежнему следуем паттернам Ашшурбанапала.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.