Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«За любую сказку привлекают к фейк-ньюс»: юрист пояснил, как действует закон о фейковых новостях в СМИ


На ваш взгляд, действительно, дел о так называемых фейковых новостях стало больше?

«Их стало намного больше. С момента, как объявили пандемию, Роскомнадзор заявил, что будет очень внимательно следить за публикациями, связанными с освещением коронавируса. Сам закон, к сожалению, позволяет блокировать такие публикации без судебного решения. Таким образом, ни журналистам, ни обычным гражданам, которых уличают в распространении якобы фейковых сведений, не дают возможности защититься. И постоянно растущее количество таких дел дает ощущение, что фейковые новости стали таким универсальным инструментом в качестве цензурной дубинки для всех, кто говорит что-то, что выбивается за пределы этого официального канала информирования от ведомств», – говорит директор и ведущий юрист Центра защиты прав СМИ Галина Арапова.

С чем связан рост этих дел?

«Я думаю, это вопрос не к медиаюристу, а, скорее, к нашим политикам. Сама статья в уголовный кодекс была введена относительно недавно, и она введена очень спешно. Зачем нужно было ужесточат ответственность на волне пандемии – непонятно. Люди имеют право высказывать версии, в конце концов, шутить. Такое ощущение, что таким образом пытаются контролировать информационное поле. Но нужно разделят намеренную дезинформацию с целью дестабилизировать общество, а у нас, такое ощущение, что за любую сказку пытаются привлечь к фейк-ньюс».

Почему именно так работает эта система? Ведь, казалось бы, задача журналиста рассказывать разные новости, в том числе смешные или иногда не очень приятные. Но почему в этом случае включается карательная машина?

«Здесь мы видим не только попытки ограничить журналистов и редакции СМИ в распространении такой информации, но и врачей. Мы наблюдаем большое количество дел по фейкам и против врачей, которые заявляют, что им не хватает средств индивидуальной защиты, о том, что у них есть проблемы с выплатами. Мы видим по разным каналам попытки объявить любую неугодную информацию как фейк-ньюс. Это тревожные симптомы. Общество имеет право получать информацию. Если журналист не скажет, люди не услышат».

Как вам кажется, какая судьба будет у этих дел? Есть ли шанс у СМИ отстоять свою правоту?

«Я думаю, что шанс есть. Потому что, как мы сейчас видим, дела возбуждаются достаточно хаотично, когда нет состава преступления. Важно, чтобы редакция не отмахивалась от этих дел и не пускала на самотек, а использовала достаточно грамотную защиту, которая в этом разбирается. Доказать это будет можно, но если и суды будут настроены политизировано, то придется, соответственно, идти до европейского суда, чтобы доказывать очевидное. Такова наша теперешняя журналистская жизнь».

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене

Поделиться этим материалом в социальных сетях и мессенджерах