Дата
Автор
Republic
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Я на блюдечке преподнес им крупнейшую в истории финансовую пирамиду, но у них нашлись дела поважнее»


unsplash.com

Малкольм Гладуэлл не нуждается в представлении. Он написал полдюжины бестселлеров, среди которых можно вспомнить «Переломный момент», впечатляющий дебют канадского автора двадцатилетней давности об эпидемии идей, или «Давида и Голиафа» о вероятности невероятного исхода событий. Шестая и последняя книга Гладуэлла, «Разговор с незнакомцем. Почему мы ошибаемся в людях и доверяем лжецам», появилась на Западе осенью прошлого года, и уже – что, согласитесь, практически без задержек – выходит на русском (в издательстве «Альпина Паблишер»).

Внимание автора сосредоточено на проблеме, суть которой в какой-то мере передает русская пословица «Чужая душа – потемки». Гладуэлл считает, что мы нечасто задумываемся и еще реже стремимся «хоть немного разобраться в том, как относимся к незнакомцам и взаимодействуем с ними». Путь к осмыслению тривиального вывода – что нужно осторожно и по возможности критично относиться к личному впечатлению от незнакомого нам человека, не спешить с окончательным суждением, не упрощать и не руководствоваться им, принимая серьезные, подчас судьбоносные решения – оказывается извилистым. Книга ставит интересные вопросы: почему мы не понимаем, когда незнакомец врет нам в глаза? И как объяснить, что зачастую мы заочно судим о людях точнее, чем после личной встречи с ними?

Гладуэлл пишет о Гарри Маркополосе, до крайности недоверчивом человеке и проницательном разоблачителе Берни Мейдоффа. В наиболее подробной книге о знаменитом аферисте «Чародей лжи» ее автор Дайана Энрикес характеризует Маркополоса как «кванта» из Бостона, которому недостает социальных навыков. Гладуэлл, в свою очередь, пытается глубже понять этого человека (если угодно, тип людей), блестяще распознающего ложь и мошенничество, но не готового к эффективной борьбе со злом из-за своего рода профессиональной деформации – патологической подозрительности к окружающим, включая тех, с кем мог бы действовать рука об руку.

На Уолл-стрит было немало дельцов, работавших с Мейдоффом, которые подозревали какой-то обман. Несколько инвестиционных банков отказались с ним сотрудничать. И даже риелтор, снимавший для него офис, догадывался, что клиент хитрит. Но никто ничего не предпринял, и никто не понял, что речь идет о величайшем аферисте всех времен. В этом деле все выбрали презумпцию правдивости. Вернее, все, кроме одного человека.

В начале февраля 2009 г., через месяц с небольшим после того, как Мейдоффа наконец-то арестовали, на слушания в конгресс был вызван в качестве свидетеля некий Гарри Маркополос. Прежде об этом Маркополосе, финансовом аналитике, проявившем при расследовании аферы с финансовой пирамидой недюжинные задатки частного сыщика, никто даже и не слышал, однако сейчас его выступление транслировали на всю страну. Этот ничем не примечательный с виду человек в плохо сидящем на нем зеленом костюме нервничал, запинался, не скрывал провинциального выговора. Но он поведал общественности просто поразительную историю.

«Я и мои помощники всячески старались убедить Комиссию провести расследование и остановить финансовую пирамиду, посылая раз за разом обоснованные предупреждения начиная с мая 2000г.», – объявил Маркополос напряженно внимающим конгрессменам. И подробно рассказал, как они сопоставляли таблицы и графики, моделировали алгоритмы, копали в Европе, где Мейдофф получал основную часть доходов. «Мы знали, что предоставили Комиссии достаточно подозрительных деталей и математических выкладок, чтобы правительство могло положить конец деятельности этого афериста еще тогда, когда ущерб от нее составлял менее $7 млрд». Однако Комиссия ничего не предприняла, и Маркополос снова обратился туда в октябре 2001-го. А потом еще трижды: в 2005-м, 2007-м и 2008-м гг. Ни одно из обращений не возымело результата. Медленно читая по бумажке, Маркополос описывал годы разочарования:

«Я буквально на блюдечке преподнес им крупнейшую в истории финансовую пирамиду, но чиновники отчего-то не удосужились надлежащим образом ею заняться: у них нашлись дела поважнее. Если мошенник, укравший $50 млрд, не настолько важен сотрудникам Комиссии, я хотел бы знать, кто устанавливает для них приоритеты».

Гарри Маркополос – единственный из всех, кто подозревал Мейдоффа в обмане, не поддался на презумпцию правдивости. Он увидел истинную сущность незнакомца, понял, кем тот был в действительности. Во время слушаний один конгрессмен спросил Маркополоса, не хочет ли он переехать в Вашингтон и возглавить Комиссию. После грандиознейшего переполоха в финансовой сфере казалось, что всем следовало бы поучиться у Гарри Маркополоса. Презумпция правдивости – это серьезная проблема. Из-за нее шпионы и аферисты орудуют на свободе, чувствуя себя безнаказанными.

Или нет?

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.