«Норникель» еще в 2016 году допускал вероятность экологической катастрофы в случае аварии на ТЭЦ-3

Совет директоров «Норникеля» в 2016 году допускал вероятность «экологической катастрофы» в случае аварии на объектах ТЭЦ-3 в Норильске, сообщает РБК со ссылкой на материалы к заседанию совета директоров от 4 октября 2016 года.
Тогда, чтобы избежать катастрофы, совет одобрил проект технического перевооружения топливохранилища ТЭЦ-3. Это сделали, чтобы «исключить вероятность возможной экологической катастрофы в связи с залповым сбросом в водные объекты и на рельеф значительного количества нефтепродуктов в случае разрушения одного из баков, имеющего значительные дефекты конструктивных элементов».
Ремонт должны были провести в четвертом квартале 2016-го − 2017 году. По данным Ростехнадзора, резервуар, из-за которого произошла авария в конце мая 2020-го, с 2016-го числился на ремонтных работах, а потому ведомство не могло проверять объект. «Согласно ежегодным отчетам Норильско-Таймырской энергетической компании («дочка» «Норникеля», владеющая ТЭЦ-3) о производственном контроле, данный резервуар продолжает находиться в ремонте», − сообщали в Ростехнадзоре.
Согласно презентации «Норникеля» для инвесторов, в 2018 году резервуар проверили эксперты по промышленной безопасности. После этого компания соблюдала все их рекомендации.
По данным СК, несмотря на проведенные работы, объект все-равно нуждался в ремонте и «не в полной мере» соответствовал требованиям промышленной безопасности. Но компания продолжала использовать резервуар, что и привело к разгерметизации и разливу 20 тонн топлива.
В Ростехнадзоре также считают, что авария могла произойти из-за изношенности оборудования.
В «Норникеле» считают, что авария произошла из-за «аномально теплой погоды» − произошло изменение вечной мерзлоты и подтаивание грунта, фундамент и опоры «внезапно» просели, и у резервуара «оторвалось днище». В Генпрокуратуре также сообщали, что причиной аварии могла стать осадка грунта.
По словам президента и председателя правления «Норникеля» Владимира Потанина, это «совершенно неожиданное ЧП». «Такого рода вещи сложно предвидеть и сложно предугадать», − сказал он в интервью на YouTube-канале «Редакция» Алексея Пивоварова.
29 мая на ТЭЦ-3, принадлежащей «Норильско-Таймырской энергетической компании» (АО «НТЭК», входит в группу «Норникеля»), произошла разгерметизация резервуара с дизельным топливом — из хранилища вытекло 20 тыс. тонн нефтепродуктов, топливо разлилось на площади около 350 кв. метров. Солярка попала в ручей и реки Далдыкан и Амбарная — вода в них стала ярко красной. Власти узнали об инциденте только через два дня.
По данным Росприроднадзора, реки оказались загрязнены «в десятки тысяч раз выше нормы». Greenpeace оценил ущерб водным объектам в более чем 6 млрд рублей. Ущерб почве и выбросы в атмосферу в эту сумму не входят.
После разлива топлива СК возбудил четыре уголовных дела — о порче земли, загрязнении вод, нарушении правил охраны окружающей среды при производстве работ и халатности (статьи 254, 250, 246 и 293.1 УК РФ).
По делу о разливе топлива СК задержал начальника цеха ТЭЦ Вячеслава Старостина, директора ТЭЦ-3 Павла Смирнова, главного инженера станции Алексея Степанова и его заместителя Юрия Кузнецова.
СК возбудил уголовное дело против главы Норильска Рината Ахметчина и предъявил ему обвинение в халатности в связи с аварией на ТЭЦ-3. Официальный представитель СК Светлана Петренко отметила, что Ахметчин не исполнял надлежащим образом свои должностные обязанности во время чрезвычайной ситуации.