«Норникель» не позволил Сергею Митрохину вывезти из Норильска образцы загрязненной воды и почвы, которые он пытался отправить на экспертизу по просьбе «Новой газеты»
В 7:50 по московскому времени в аэропорту города Норильска депутат Московской городской Думы Сергей Митрохин был остановлен сотрудниками службы авиационной безопасности при посадке на рейс в Новосибирск.
По словам сотрудников, депутат должен был оформить разрешение на вывоз проб в департаменте безопасности Норникеля, «так как "Норникель" решает, что можно вывозить, а что нет». На вопрос, как связаны «Норникель» и аэропорт, они ответили, что «аэропорт и есть "Норникель"».
В Норильск депутат Митрохин прибыл сегодня утром, чтобы встретиться со специальными корреспондентами «Новой газеты» Еленой Костюченко и Юрием Козыревым, которые сейчас находятся в командировке в регионе. Журналисты передали информацию о реальной ситуации на месте экологической катастрофы после разлива топлива из лопнувшего резервуара с дизельным топливом «Норникеля» 29 мая.
Кроме того, они передали депутату образцы воды и почвы для последующей экспертизы, чтобы выяснить масштабы загрязнения и его последствия. Пробы были отобраны из озера Пясино и реки Пясина экологами «Гринпис» в присутствии журналистов «Новой».
Сотрудники службы безопасности аэропорта проверили пробы спектрометром и не обнаружили опасных веществ. Однако начальник смены Стебаев Александр Геннадьевич объявил, что в полицию поступил анонимный звонок о попытке провоза горюче-смазочных веществ этим рейсом. В связи с этим пробы будут изъяты и переданы полиции. Сопровождающий Митрохина эколог «Гринписа» отказался от полета и выехал с пробами из аэропорта.
«Все, что творит сейчас "Норникель", противоречит федеральному закону, в том числе статье 7 ФЗ о гостайне, — прокомментировал главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов. — Не подлежат засекречиванию и отнесению к гостайне сведения о состоянии экологии и санитарной ситуации. На мой взгляд, — подчеркнул Муратов — "Норникель" распространяет свое корпоративное управление на часть территории России. Таймыр — это территория России, а не заводоуправления Потанина и его офшоров. И с этим будем разбираться. Чего они так боятся, если, по их же словам, последствия аварии уже ликвидированы».
Главный редактор «Новой» также добавил, что «Новая газета» обратится с заявлением о воспрепятствовании журналистской деятельности Елены Костюченко и Юрия Козырева на Таймыре в компетентные органы. «За две недели работы на Таймыре, несмотря на указ губернатора края и федеральные законы, Костюченко и Козырева многократно задерживали, их передвижение ограничивали всякими проверками, они находились под наблюдением, доходило до того, что непонятные "общественники" вместе с полицией на вертолете преследовали катер, на котором они передвигались по одной из рек», — рассказал Муратов.
Сергей Митрохин вылетел в Новосибирск. Образцов почвы и воды у него при себе нет.
ОБНОВЛЕНО
«Новая газета» и «Гринпис Россия» проведут совместную пресс-конференцию, на которой расскажут, как брали образцы загрязненной воды и как «Норникель» препятствовал их доставке в независимые лаборатории.
В конце мая разлив топлива из резервуара ТЭЦ-3 Норильско-Таймырской энергетической компании, входящей в группу «Норникель», привел к тому, что более 20 тысяч тонн солярки попало в почву и реки. Из-за произошедшего было возбуждено несколько уголовных дел, фигурантом одного из них стал мэр Норильска Ринат Ахметчин.