Дата
Автор
Павел Дубравский
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Я – политтехнолог. Арест Виталия Шклярова и статус политических профессий


В среду в Белоруссии был задержан политтехнолог Виталий Шкляров. Он навещал своих родителей в Гомеле, вышел на рынок и пропал. Перед арестом он оставил лаконичное «Орестовали» в своем телеграм-канале. Позже была выдвинута версия, что его задержали по подозрению в консультировании администраторов сообществ в соцсетях под общим названием «Страна для жизни». То есть буквально за то, что Шкляров (гипотетически) оказывал консультационные услуги в рамках своей специализации.

Виталий участвовал во многих избирательных кампаниях по всему миру: Ангелы Меркель, Барака Обамы, Берни Сандерса, Ксении Собчак. Он помог построить «политический Uber» Максима Каца и Дмитрия Гудкова на муниципальных выборах в Москве в 2017 году. А в 2019-м консультировал избирательный штаб нынешнего депутата Мосгордумы Дарьи Бесединой.

Мама задержанного сообщила, что ее сын не совершал правонарушений. И задала вопрос, который можно адресовать не только белорусским правоохранительным органам: «Если он политтехнолог, то что?» Этот вопрос вскрывает старый нарыв политтехнологического сообщества.

Начнем с аналогии. Какая первая ассоциация у человека, когда он слышит слово «политолог»? Скорее всего, «говорящие головы из телевизора», которые рассказывают про Крым и Сирию. А ведь политолог – это ученый, исследователь и иногда публицист, специалист в довольно сложных вопросах. Например, Александр Кынев, специалист по избирательным и партийным системам. Или Аркадий Любарев, эксперт в избирательном праве и электоральных системах. Но в массовом сознании политолог – это кричащий из черного ящика вашей квартиры «эксперт по всем вопросам мироздания».

С профессией политтехнолога дела обстоят примерно так же. Опыт 1990-х годов, лихих людей и быстрых больших денег оставил негативный след на этой профессии. Даже сегодня, когда есть технологи, которые работают публично, с известными кандидатами и ведут кампании открыто, это не меняет стереотипа. В массовом сознании политтехнолог – это «серый кардинал», манипулятор, шаман и, более того, мошенник.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.