Дата
Автор
Скрыт
Сохранённая копия
Original Material

Выкликая из небытия…

4 августа 2020 года в Петрозаводский городской суд поступили две апелляции на приговор по делу поисковика Юрия Дмитриева — как от прокуратуры города, так и от самого Юрия Алексеевича. На сайте суда сообщается, что «о дате и времени рассмотрения судом апелляционной инстанции поступивших апелляционных жалоб, представления будет сообщено дополнительно».

5 августа, в День памяти жертв сталинского террора в Сандармохе, там не было традиционной массовой акции памяти из-за пандемии коронавируса, однако, несмотря на дождь, люди приезжали малыми группами, возлагая цветы к памятникам жертв расстрелов и зачитывая их имена.

К Сандармоху подключилось более 40 стран мира и много городов России. В Москве акция чтения имен состоялась у храма Святой Живоначальной Троицы в Хохлах. Его настоятель отец Алексей Уминский во вступительном слове отметил, что те несколько лет, которые Дмитриев сидит в СИЗО, — «удивительный пример того, как человек может оставаться внутренне свободным, несломленным и непоколебимым». «Я думаю, что это огромный урок для всего нашего поколения», — сказал отец Алексей.

Переводчик Светлана Панич, завершая международную церемонию, обратилась к участникам акции с такой короткой речью: «К этому времени мы все, живущие в разных странахот Австралии и Новой Зеландии до Соединенных Штатов, в странах Европы, разных местах России,прочитали все списки расстрелянных в Сандармохе. Спасибо всем, кто к нам присоединился.

Зачем это нужно? Почему мы вот уже второй год собираемся и называем эти имена? Одна из особенностей тоталитарной системы, зловещая особенность состоит в том, что она стремится не просто уничтожить людей исключительно за то, что они люди, за то, что они живое, неповторимое, свободное бытие,но она стремится разрушить, разорвать ткань памяти, вычеркнуть своих жертв из памяти, сделать бывшее небывшим.

Каждый раз, когда мы читаем имена, мы выводим самых разных людейразных как мир, разных как вселенная, людей разных сословий, занятий, национальностей, профессий, исповеданиймы как будто выкликаем их из небытия. И мы тем самым протестуем против тоталитарного беспамятства, какие бы формы оно ни принимало.

Собственно, этот протест против тоталитарного беспамятства и сделал Юрий Алексеевич Дмитриев. Спасибо ему за то, что он возвращает имена в нашу историю. Благодаря ему наша разодранная, с огромными белыми, черными, кровавыми пятнами история сшивается, становится целостной и человечной. И спасибо всем, кто, независимо от убеждений, присоединился сегодня к нашим чтениям» [2].