Дата
Автор
The Insider
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Ядовитый режим. Навальный, Верзилов, Политковская — как травили оппонентов Путина


Новости

Ядовитый режим. Навальный, Верзилов, Политковская — как травили оппонентов Путина

20 August 2020

20 августа основатель Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный почувствовал недомогание во время перелета из Томска в Москву и потерял сознание, после чего самолет совершил экстренную посадку в Омске. Политик был доставлен в Городскую клиническую больницу скорой медицинской помощи № 1 с симптомами тяжелого токсического отравления, где позже впал в кому. По словам пресс-секретаря Навального Киры Ярмыш, врачи больницы отказались объявлять результаты анализов Навального и разговаривать с его лечащим врачом. «Уклончивая реакция врачей только подтверждает, что это отравление», — подчеркнула пресс-секретарь.

The Insider вспоминает самые громкие случаи отравлений российских оппозиционеров на территории России и за рубежом с начала 2000-х годов.

Анна Политковская

1 сентября 2004 года обозревателя «Новой газеты» Анну Политковскую, специализирующуюся на конфликте в Чечне, отравили во время ее перелета из Москвы в Ростов, откуда журналистка планировала на автомобиле доехать до захваченной террористами школы № 1 в Беслане.

«У бортпроводницы попросила только чай. И через десять минут после того, как выпила его, потеряла сознание, успев позвать стюардессу», — вспоминали об этом инциденте главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов и заместитель главреда Сергей Соколов.

Политковская была доставлена в медпункт Ростовского аэропорта, а после — в 5-ое инфекционное отделение Первой ростовской горбольницы, где врачи смогли вывести журналистку из комы. 3 сентября Политковская была переправлена в московскую клинику.

Как подчеркивали Муратов и Соколов, анализы, взятые у журналистки в аэропорту, «по непонятной причине были уничтожены», а московские врачи выявили у нее серьезное поражение неизвестным токсином почек, печени и эндокринной системы.

Юрий Щекочихин

Еще один сотрудник «Новой газеты» — заместитель главного редактора издания, журналист Юрий Щекочихин — скончался в Москве 3 июля 2003 года от тяжелой общей интоксикации, выразившейся в синдроме Лайелла (токсический эпидермальный некролиз). Как вспоминал его коллега Сергей Соколов, за две недели Щекочихин «превратился в глубокого старика, волосы выпадали клоками, с тела сошла кожа, практически вся, один за другим отказывали внутренние органы».

«Врачи в коридорах „кремлевки“ шептались о том, что его отравили; судмедэксперты в частных беседах говорили то же самое. Однако все ставили свои подписи под официальными документами, подтверждавшими естественный характер смерти», — рассказывал Соколов. По его словам, родственникам Щекочихина не показали его историю болезни, сославшись на врачебную тайну, а матери Щекочихина рекомендовали «не лезть» в расследование дела.

Соколов подчеркивал, что незадолго до смерти Юрию Щекочихину неоднократно угрожали в связи с проводимыми им расследованиями, которые затрагивали интересы российских министров и руководителей спецслужб.

Александр Литвиненко

23 ноября 2006 года в Лондоне вследствие отравления полонием-210 скончался экс-офицер ФСБ Александр Литвиненко.

Литвиненко впервые почувствовал недомогание за 3 недели до ухода из жизни. Он был госпитализирован в больницу Университетского колледжа Лондона с такими симптомами, как тошнота и рвота, выпадение волос, пожелтение кожных покровов и поражение костного мозга.

В январе 2007 года газета The Sunday Times сообщила о том, что Скотленд-Ярд объявил вдове Александра Литвиненко Марине о раскрытии дела. Британским следователям удалось установить, что летальная доза полония-210 была добавлена в отеле Millennium в чай, который пил Литвиненко, экс-сотрудником ФСО Андреем Луговым и его деловым партнером Дмитрием Ковтуном. Однако из-за отказа российских властей выдать Лугового и Ковтуна дело было закрыто.

В январе 2016 года был обнародован доклад судебного следствия по делу Александра Литвиненко, в котором утверждалась причастность Лугового и Ковтуна к его отравлению.

Сергей и Юлия Скрипаль

4 марта 2018 года в британском городе Солсбери в критическом состоянии были госпитализированы бывший полковник ГРУ Сергей Скрипаль и его дочь Юлия, обнаруженные в бессознательном состоянии на скамейке возле торгового центра Maltings. 12 марта того же года правительство Великобритании заявило, что Сергей и Юлия Скрипаль были отравлены нервно-паралитическим веществом военного происхождения «Новичок», разработанным в России.

Позже Великобритания заподозрила в отравлении Скрипалей Александра Петрова и Руслана Боширова. В сентябре 2018 года совместное расследование The Insider и Bellingcat позволило установить, что «Петров» (настоящее имя — Александр Мишкин) и «Боширов» (настоящее имя — Анатолий Чепига) являются сотрудниками ГРУ. Также удалось установить имя третьего отравителя, Сергея Федотова (настоящее имя - Денис Сергеев)

Солберецкие, часть вторая. Приключения «туристов» из Министерства обороны

Солберецкие, часть третья. «Бошировым» оказался «Герой России», полковник ГРУ Анатолий Чепига

Солберецкие, часть 4. Военный врач из ГРУ Александр Мишкин («Петров») получил Звезду Героя и квартиру в Москве

Владимир Кара-Мурза-младший

Федеральный координатор общественного движения «Открытая Россия», глава Фонда Бориса Немцова за свободу, журналист Владимир Кара-Мурза-младший был отравлен дважды — в 2015 и 2017 годах.

Первый случай отравления журналиста случился через три месяца после убийства его соратника Бориса Немцова. Тогда Кара-Мурза-младший внезапно плохо себя почувствовал, после чего скорая помощь госпитализировала его в клиническую больницу им. И. В. Давыдовского, а оттуда в связи с ухудшением состояния его сначала перевезли в Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева, а позже — в отделение реанимации клинической больницы №1 им. Н. И. Пирогова. У впавшего в кому журналиста отказали почки, легкие, сердце и другие органы, он был полностью переведен на систему искусственного жизнеобеспечения.

В 2017 году Кара-Мурза-младший был отравлен во второй раз незадолго до вылета в США. Журналист был госпитализирован с теми же симптомами, что и в 2015 году. В обоих случаях ему был поставлен диагноз «токсическое действие неучтенного вещества».

В 2018 году Следственный комитет вновь заинтересовался отравлением Кара-Мурзы-младшего, в связи с чем представители СК опросили его по Skype. В разговоре со следователем журналист отметил, что попытки его «убийства путем отравления» были совершены с целью пресечь его оппозиционную политическую деятельность, которая в том числе связана с продвижением в США и Европе «Акта Сергея Магнитского».

Петр Верзилов

11 сентября 2018 года издатель «Медиазоны» Петр Верзилов был госпитализирован в тяжелом состоянии в токсикореанимационное отделение одной из московских больниц. По словам его подруги Вероники Никульшиной, во время прогулки у Верзилова постепенно начали ухудшаться зрение, речь и моторика. Вечером того же дня в больницу приехала мать Верзилова, но ее не пустили к сыну. Врачи также не сообщили предварительный диагноз.

15 сентября Верзилов был отправлен на лечение в Берлин. Через три дня после этого профессор берлинской клиники Charite Кай-Уве Экардт заявил на пресс-конференции, что издатель «Медиазоны», скорее всего, был отравлен, однако, как позже отметил профессор Карл-Макс Айнхейпль, токсикологические исследования «не позволили установить, о каком веществе может идти речь».

Семь кругов яда. Как СССР травил своих врагов за границей и дома