Жизнь, которой не было. Как борьба с абортами превратилась в политический инструмент

Летом 1969-го Норма Маккорви оказалась в безвыходной ситуации: 22-летняя девушка забеременела в третий раз, но не имела ни возможности, ни желания содержать ребенка. Друзья убедили ее, что закон штата Техас разрешает аборты в случае изнасилования или инцеста, хотя на самом деле единственным возможным основанием в то время была угроза жизни матери. Норма объявила, что ее изнасиловали, но не смогла это доказать. Нелегальную клинику абортов, которая считалась запасным вариантом, к тому времени уже закрыла полиция.
Маккорви все-таки родила и отдала ребенка на усыновление, но ее дело стало лишь поводом для рассмотрения более глобальной и давно назревшей проблемы: легального статуса абортов. Юристки Линда Коффи и Сара Веддингтон убедили девушку подать в суд на штат под псевдонимом Джейн Роу. От лица Техаса ответчиком выступил окружной прокурор Генри Уэйд. В ходе процесса вскрылись противоречивые формулировки закона об абортах, дело дошло до Верховного суда. 22 января 1973 года высшая судебная инстанция США большинством голосов признала ограничения в отношении абортов антиконституционными: они нарушали права женщин на личную жизнь и свободу.
Чтобы учесть консервативную мораль и позицию штата, решение суда все же ограничивало право совершить аборт периодом нежизнеспособности плода, то есть отрезком, когда ребенок не может существовать самостоятельно (без матери). Выяснить точные рамки не удалось — ученые выявили лишь процентную вероятность, с который ребенок уцелеет на том или ином этапе развития. Неоднозначность определений стала лишь одним из противоречивых аспектов дела Роу против Уэйда, изменившего Америку: несмотря на последующую критику и дебаты, именно случай Маккорви привлек внимание к абортам с точки зрения женщины.
Запутанная история абортов
В XXI веке движение пролайф часто ссылается на аморальность абортов — его последователи приравнивают прерывание беременности к убийству и считают, что плод является личностью с момента зачатия. «Мы собрались здесь по одной простой причине: обеспечить право каждого родившегося и неродившегося ребенка реализовать свой потенциал», — объяснил Дональд Трамп, первый в истории посетивший демонстрацию против абортов президент США.
Удивительно, но по мнению многих исследователей, до конца XIX века аборт не воспринимали как нечто преступное или бесчеловечное.
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic
Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]